Из сказки о Василисе Прекрасной, сборник А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»
Одним из самых узнаваемых и популярных персонажей русских волшебных сказок по сей день остается Баба-яга. Со временем она перекочевала в авторские рассказы, мультфильмы и театральные постановки, оставшись частью детского фольклора даже в мегаполисах, где проникновение народной культуры почти не заметно.
Чаще всего ее представляют в виде озлобленной страшной старухи-колдуньи с горбом и костяной ногой, которая знает важные секреты, владеет магическими предметами (например, указывающий путь клубок ниток) и наделена сверхъестественной силой. Образ жизни Бабы-яги наглядно демонстрирует ее оторванность от обычного человеческого мира: она летает в ступе, заметая след помелом, и живет в избушке на курьих ножках на краю леса. Промышляет тем, что заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, неразумно загулявшихся в лесу, усаживает их на лопату и хочет зажарить в печи, а затем съесть.
Она из тех персонажей, которых надлежит опасаться. Но довольно часто она помогает главному герою: чаще всего дарит нечто полезное или подсказывает, как одолеть препятствие. Более того, герою частенько удается перехитрить Бабу-ягу. В этом случае она выступает не слишком мудрой и сообразительной, но главное, что поединок с ней помогает герою выйти на новую ступень зрелости и подготовиться к ключевому событию его истории. Словом, Баба-яга воплощает пограничный, иррациональный тип сказочных героев.
Исследователи считают этого персонажа проводником в мир теней. И в этом ее принципиальное отличие от ведьм и других женских образов из народных верований. Интересно, что во многих сюжетах Баба-яга моет главного героя в бане и кормит за своим столом, то есть совершает набор ритуальных действий, необходимых для перехода из мира живых в мир мертвых. Как и Кощей, она предчувствует визит «живых» персонажей по запаху и приговаривает: «Чую, русским духом пахнет».
Мастера-камнерезы показывают Бабу-ягу в ее естественной среде — в дикой, непознанной природе, выстраивая игру материалов вокруг не похожих друг на друга деревянных поверхностей. В частности, вполне закономерно обращение к окаменелому дереву для изготовления ступы. Внимания заслуживают две коряги: фактура старого дерева с пораженной грибами, потрескавшейся, местами отпавшей корой передана чрезвычайно удачно подобранными кусками агата в кремнистой оболочке. Естественные причудливые разводы и каверны дополнены точными элементами резьбы.
...Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга: никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но эта завсегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке Бабы-яги.
<...> Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?» Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала: «Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе». — «Хорошо, — сказала Яга-баба, — знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; коли нет, так я тебя съем!»
— Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе? — спросила ее Баба-яга.
— Мне помогает благословение моей матери, — отвечала Василиса.
— Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.
Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:
— Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.