DeutschEnglishРусский한국어

Царевна Лебедь

Камнерезная мастерская «Святогор»

«Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкин

Царевна ЛебедьЦаревна ЛебедьЦаревна ЛебедьЦаревна ЛебедьЦаревна Лебедь

Источником вдохновения для этой объемной мозаики послужила картина Михаила Врубеля «Царевна Лебедь». Художник, в свою очередь, создал ее под впечатлением от знаменитой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по поэтической сказке А. С. Пушкина. Пушкин же написал свое произведение по мотивам народной сказки, которую рассказывала ему няня Арина Родионовна. Таким образом, в этой камнерезной скульптуре встречается несколько видов искусства и вариаций знаменитого сюжета о прекрасной девушке-лебеди.

Михаил Врубель принимал непосредственное участие в создании спектакля: его кисти принадлежали эскизы декораций и костюмов. Более того, главную партию Царевны Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. Этим и объясняется подобное внимание к образу, его нежность и чарующая притягательность.

Дева-лебедь — один из древнейших архетипов: и в мифах, и в сказках лебедь воплощает мудрость и волшебную силу. В дохристианской Руси эта птица относилась к особо почитаемым, «святым» существам. В частности, на севере белый лебедь назначался царем птиц. Разумеется, изящество и красота породили ассоциации между лебедем и прекрасной девой. Их можно встретить и в фольклоре: например, сказочная Белая Лебедь владеет секретом живой воды и молодильных яблок. И в произведении Пушкина, написанном по мотивам славянского мифа, Царевна Лебедь творит чудеса и помогает царевичу Гвидону вернуться на родину, обрести семью и счастье.

Врубель запечатлел самое магическое и удивительное мгновение превращения девушки в птицу. Переосмысляя этот образ в камне, мастера подчеркнули постепенное проявление женской фигуры из природной стихии с помощью естественных каверн в зеленоватом хризопразе. Так природную особенность материала камнерез превратил в инструмент воздействия на воображение зрителя. Усиливает это впечатление интересная палитра холодных оттенков в основании скульптуры: морская волна выполнена из серо-зеленой яшмы с синеватым оттенком.

«Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкин

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Неженат лишь я хожу». —

«А кого же на примете

Ты имеешь?» — «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Только, полно, правда ль это?»

Князь со страхом ждет ответа.

Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит:

«Да! такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь,

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом —

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом».

Князь пред нею стал божиться,

Что пора ему жениться,

Что об этом обо всем

Передумал он путем;

Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далёко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта — я».

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Князь царевну обнимает,

К белой груди прижимает

И ведет ее скорей

К милой матушки своей.

Царевна Лебедь

Камнерезная мастерская «Святогор»

2012 год

Автор: Григорий Пономарёв

Мастера: Григорий Пономарёв, Станислав Ширяев

Шлифовщики: Алексей Атемасов, Константин Котков

Ювелир: Виктор Соболев

Материалы: хризопраз, яшма, моховой агат, мрамор, кальцит, кварц, топазы, аквамарины, бриллианты, серебро, родирование, паладирование

Размеры: 50 × 35 × 35 см