«Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкин
Источником вдохновения для этой объемной мозаики послужила картина Михаила Врубеля «Царевна Лебедь». Художник, в свою очередь, создал ее под впечатлением от знаменитой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по поэтической сказке А. С. Пушкина. Пушкин же написал свое произведение по мотивам народной сказки, которую рассказывала ему няня Арина Родионовна. Таким образом, в этой камнерезной скульптуре встречается несколько видов искусства и вариаций знаменитого сюжета о прекрасной девушке-лебеди.
Михаил Врубель принимал непосредственное участие в создании спектакля: его кисти принадлежали эскизы декораций и костюмов. Более того, главную партию Царевны Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель. Этим и объясняется подобное внимание к образу, его нежность и чарующая притягательность.
Дева-лебедь — один из древнейших архетипов: и в мифах, и в сказках лебедь воплощает мудрость и волшебную силу. В дохристианской Руси эта птица относилась к особо почитаемым, «святым» существам. В частности, на севере белый лебедь назначался царем птиц. Разумеется, изящество и красота породили ассоциации между лебедем и прекрасной девой. Их можно встретить и в фольклоре: например, сказочная Белая Лебедь владеет секретом живой воды и молодильных яблок. И в произведении Пушкина, написанном по мотивам славянского мифа, Царевна Лебедь творит чудеса и помогает царевичу Гвидону вернуться на родину, обрести семью и счастье.
Врубель запечатлел самое магическое и удивительное мгновение превращения девушки в птицу. Переосмысляя этот образ в камне, мастера подчеркнули постепенное проявление женской фигуры из природной стихии с помощью естественных каверн в зеленоватом хризопразе. Так природную особенность материала камнерез превратил в инструмент воздействия на воображение зрителя. Усиливает это впечатление интересная палитра холодных оттенков в основании скульптуры: морская волна выполнена из серо-зеленой яшмы с синеватым оттенком.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу». —
«А кого же на примете
Ты имеешь?» — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Царевна Лебедь
Камнерезная мастерская «Святогор»
2012 год
Автор: Григорий Пономарёв
Мастера: Григорий Пономарёв, Станислав Ширяев
Шлифовщики: Алексей Атемасов, Константин Котков
Ювелир: Виктор Соболев
Материалы: хризопраз, яшма, моховой агат, мрамор, кальцит, кварц, топазы, аквамарины, бриллианты, серебро, родирование, паладирование
Размеры: 50 × 35 × 35 см