Из сборника народных песен, собранных П. Н. Рыбниковым
Песни о Святогоре относятся к наиболее ранним былинным сказаниям: они появились еще до принятия христианства на Руси. И сам Святогор, древнейший русский богатырь и житель гор, предстает в них воином огромной, внушающей восхищение величины и невероятной силы. Иногда даже возникает ситуация, когда эта сила, которая просится на волю, Святогору в тягость: сохранившиеся былины описывают богатыря, но почти не рассказывают о его истинных подвигах.
Имя героя подчеркивает, что он — обитатель гор, житель вершин. Представления о его облике сформировались еще в те времена, когда признаками настоящей героической силы считались огромный рост и нечеловеческая сила. Святогор превосходит по своей мощи все мыслимые пределы человеческих возможностей. И эта сила важна сама по себе: этот богатырь может совершить любой подвиг, но в былинах сами его деяния не находят отражения.
Микула Селянинович, на первый взгляд, выглядит полной противоположностью. Он — возделывающий землю крестьянин, путешествующий пешком с сумой переметной. И только в одном превосходит Микула Святогора — в той особой земледельческой силе, которая способна поднять эту суму с «тягой земной» и которая горному богатырю недоступна.
Эта «тяга земная» и есть ключ к пониманию образа Святогора и самого известного сюжета с его участием. Естественная среда обитания Святогора — горы, тогда как его собеседник — человек равнины. И то, что по силам возделывающему землю, совершенно непосильно архаичному богатырю-небожителю. В народном сознании прикладная сила Микулы выглядела такой знакомой по сравнению с неподвластной пониманию высшей мощью Святогора.
Мастера-камнерезы воплотили и обострили это скрытое противостояние двух героев. Помимо замечательного подбора материала для костюма Святогора и тончайшей резьбы по пириту в кольчуге, стоит обратить внимание на решение основания каменного произведения. Сказочная атмосфера создается во многом благодаря сочетанию роскошных травяных кочек из нефрита разных оттенков и блока халцедона с тончайшей корочкой кристаллов зеленоватых тонов.
Едет богатырь выше леса стоячего,
Головой упирается под облако ходячее.
Поехал Святогор путем-дорогою широкою
И по пути встретился ему прохожий.
Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему,
Никак не может догнать его.
Поедет во всю рысь — прохожий идет впереди,
Ступою едет — прохожий идет впереди.
Проговорит богатырь таковы слова:
«Ай же ты, прохожий человек, приостановись немножечко,
Не могу тебя догнать на добром коне!»
Приостановился прохожий,
Снимал с плеч сумочку
И клал сумочку на сыру землю.
Говорит Святогор-богатырь:
«Что у тебя в сумочке?» —
«А вот подыми с земли, так увидишь».
Сошел Святогор с добра коня,
Захватил сумочку рукою — не мог и пошевелить;
Стал вздымать обеими руками —
Только дух под сумочку мог пропустить,
А сам по колена в землю угряз.
Говорит богатырь таковы слова:
«Что это у тебя в сумочке накладено?
Силы мне не занимать стать,
А я и здынуть сумочку не могу!» — «В сумочке у меня тяга земная». — «Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут,
Величают как по изотчине?» — «Я есть Микулушка Селянинович!»
Святогор и Микула
Творческая мастерская Алексея Антонова
2011 год
Макетирование: Иван Голубев
Мастера: Фарис Хайрланамов, Николай Скрипин, Игорь Голохвастов
Бронза: Анастасия Миркурьева
Ювелир: Павел Ветров
Материалы: пирит, халцедон, яшма, лазурит, кварцит, нефрит, окаменелое дерево, хрусталь, шайтанский переливт, долерит, бронза, золото и серебро
Размеры: 62 × 60 × 40 см