DeutschEnglishРусский한국어

Святогор и Микула

Творческая мастерская Алексея Антонова

Из сборника народных песен, собранных П. Н. Рыбниковым

Святогор и МикулаСвятогор и МикулаСвятогор и МикулаСвятогор и Микула

Песни о Святогоре относятся к наиболее ранним былинным сказаниям: они появились еще до принятия христианства на Руси. И сам Святогор, древнейший русский богатырь и житель гор, предстает в них воином огромной, внушающей восхищение величины и невероятной силы. Иногда даже возникает ситуация, когда эта сила, которая просится на волю, Святогору в тягость: сохранившиеся былины описывают богатыря, но почти не рассказывают о его истинных подвигах.

Имя героя подчеркивает, что он — обитатель гор, житель вершин. Представления о его облике сформировались еще в те времена, когда признаками настоящей героической силы считались огромный рост и нечеловеческая сила. Святогор превосходит по своей мощи все мыслимые пределы человеческих возможностей. И эта сила важна сама по себе: этот богатырь может совершить любой подвиг, но в былинах сами его деяния не находят отражения.

Микула Селянинович, на первый взгляд, выглядит полной противоположностью. Он — возделывающий землю крестьянин, путешествующий пешком с сумой переметной. И только в одном превосходит Микула Святогора — в той особой земледельческой силе, которая способна поднять эту суму с «тягой земной» и которая горному богатырю недоступна.

Эта «тяга земная» и есть ключ к пониманию образа Святогора и самого известного сюжета с его участием. Естественная среда обитания Святогора — горы, тогда как его собеседник — человек равнины. И то, что по силам возделывающему землю, совершенно непосильно архаичному богатырю-небожителю. В народном сознании прикладная сила Микулы выглядела такой знакомой по сравнению с неподвластной пониманию высшей мощью Святогора.

Мастера-камнерезы воплотили и обострили это скрытое противостояние двух героев. Помимо замечательного подбора материала для костюма Святогора и тончайшей резьбы по пириту в кольчуге, стоит обратить внимание на решение основания каменного произведения. Сказочная атмосфера создается во многом благодаря сочетанию роскошных травяных кочек из нефрита разных оттенков и блока халцедона с тончайшей корочкой кристаллов зеленоватых тонов.

Из сборника народных песен, собранных П. Н. Рыбниковым

Едет богатырь выше леса стоячего,

Головой упирается под облако ходячее.

Поехал Святогор путем-дорогою широкою

И по пути встретился ему прохожий.

Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему,

Никак не может догнать его.

Поедет во всю рысь — прохожий идет впереди,

Ступою едет — прохожий идет впереди.

Проговорит богатырь таковы слова:

«Ай же ты, прохожий человек, приостановись немножечко,

Не могу тебя догнать на добром коне!»

Приостановился прохожий,

Снимал с плеч сумочку

И клал сумочку на сыру землю.

Говорит Святогор-богатырь:

«Что у тебя в сумочке?» —

«А вот подыми с земли, так увидишь».

Сошел Святогор с добра коня,

Захватил сумочку рукою — не мог и пошевелить;

Стал вздымать обеими руками —

Только дух под сумочку мог пропустить,

А сам по колена в землю угряз.

Говорит богатырь таковы слова:

«Что это у тебя в сумочке накладено?

Силы мне не занимать стать,

А я и здынуть сумочку не могу!» — «В сумочке у меня тяга земная». — «Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут,

Величают как по изотчине?» — «Я есть Микулушка Селянинович!»

Святогор и Микула

Творческая мастерская Алексея Антонова

2011 год

Макетирование: Иван Голубев

Мастера: Фарис Хайрланамов, Николай Скрипин, Игорь Голохвастов

Бронза: Анастасия Миркурьева

Ювелир: Павел Ветров

Материалы: пирит, халцедон, яшма, лазурит, кварцит, нефрит, окаменелое дерево, хрусталь, шайтанский переливт, долерит, бронза, золото и серебро

Размеры: 62 × 60 × 40 см