DeutschEnglishРусский한국어

Гусляр

Камнерезная мастерская «Святогор»

Из «Слова о полку Игореве» в переводе Д. С. Лихачёва

ГуслярГуслярГуслярГусляр

На Руси, как и во многих других культурах, по городам и селам ходили бродячие певцы, развлекавшие простой люд представлениями и песнями. Одними из первых появились гусляры: они исполняли народные песни и рассказывали былины под аккомпанемент гуслей, старинного музыкального инструмента.

Гусли считаются одним из самых древних русских струнных инструментов: наиболее ранний экземпляр, обнаруженный археологами, датируется XI веком. Арфа, кифара, лира — это все родственные инструменты со схожим принципом извлечения звука. Однако именно гусли существовали исключительно на Руси. Многочисленные упоминания гуслей в летописях, преданиях, былинах и сказах свидетельствуют о том, насколько глубоко они укоренились в культуре того времени. Владение именно этим инструментом народная молва приписала самому интеллигентному из трех великих богатырей — Добрыне Никитичу. Более того, даже в синодальном переводе Библии им нашлось место.

Считалось, что исполнитель сам должен изготовить свои гусли, чтобы лучше чувствовать инструмент. Но развивалось и особое ремесло «гусельщика» (сейчас почти утраченное): эти мастера не только знали все тонкости изготовления, но и стремились создать индивидуальные, «свои» гусли для каждого певца.

Путешествие по русским землям было образом жизни музыканта, и всюду его принимали с почетом и вниманием. Собственно, это было его хлебом: так он собирал материал для своих выступлений и узнавал все новые сюжеты, которые использовал в дальнейшем. Кроме того, в то время люди чаще всего рождались и умирали, практически не выезжая за пределы окрестных деревень, и только из уст певцов-сказителей могли узнать о жизни во внешнем мире, о героях и недругах родного края. Гуслярам верили безусловно: ведь они всегда жили среди народа, да и сами были весьма простого происхождения.

Самым известным певцом-сказителем можно назвать Баяна: его имя увековечил шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Несмотря на то что в сохранившемся тексте ни разу не упоминается название его музыкального инструмента, некоторые исследователи полагают, что играл он именно на гуслях. Баян предстает великим сказителем и предсказателем: его песенные похвальбы в адрес князя оказываются вещими.

Слава Баяна сделала его имя нарицательным: чаще всего Баян-гусляр изображается слепым старцем, хранящим в памяти важнейшие события истории Руси и множество былин и песен. И, конечно, со своими гуслями.

Из «Слова о полку Игореве» в переводе Д. С. Лихачёва

Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? Пусть начнется же эта песнь по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна!

Ведь Боян вещий, если хотел кому песнь слагать, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Помнил он, говорят, прежних времен усобицы. Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигали — та первой и пела песнь старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу. То Боян, братья, не десять соколов на стаю лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали.

Гусляр

Камнерезная мастерская «Святогор»

2012 год

Авторы: Иван Голубев, Алексей Зефиров

Мастера: Иван Голубев, Алексей Зефиров

Шлифовщик: Фёдор Вагизов

Ювелир: Дмитрий Евдокимов

Материалы: агат, нефрит, серебро

Размеры: 43 × 50 × 35 см