DeutschEnglishРусский한국어

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Творческая мастерская Алексея Антонова

Из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Илья Муромец и Соловей-разбойникИлья Муромец и Соловей-разбойникИлья Муромец и Соловей-разбойникИлья Муромец и Соловей-разбойникИлья Муромец и Соловей-разбойник

Илья Муромец стал воплощением народных чаяний об идеальном воине и богатыре. Хотя он вовсе не был героем и победителем с рождения: напротив, он, инвалид от рождения, три десятка лет не слезал с деревенской печи. Однако вместе с чудесным исцелением он получил и богатырскую силу. И с первых мгновений он стремился направить силу на благие дела. Потому и отправился из своего села в Киев — послужить родине.

Встреча с Соловьём-разбойником — первое испытание и первый подвиг Ильи Муромца. Соловей-разбойник, по былинным описаниям, почти мифическое существо, живущее на дереве и пугающее людей и животных. Он вовсе не нападает и не грабит, более того, он затаился в густой чаще, где давным-давно никто не ходит и не ездит. Его оружие — оглушающий, в буквальном смысле убийственный свист такой силы, что дрожат горы и падают деревья. И страшен он тем, что преграждает некогда прямую и удобную дорогу в Киев, а теперь заросшую и нехоженую — ровно до тех пор, пока в Киев не понадобилось попасть Илье Муромцу.

Илья — единственный, кто не боится свиста Соловья. Отсутствие страха — вот что нужно для того, чтобы одолеть противника: никакого боя не происходит, Илья просто стреляет в Соловья из лука. Противник повержен, но не убит: богатырь берет его в качестве добычи с собой, в Киев, где представит князю в качестве подтверждения своей силы.

Противоборство персонажей в этой объемной мозаике подчеркивает выбор материала для основания: кажущееся искусственным нагромождение кристаллов дымчатого кварца в пегматитовой породе создано стихией природы. Ее олицетворение — Соловей-разбойник — облачен в пеструю рубаху, вырезанную из того же пегматита (письменного гранита).

Стоит присмотреться и к главному герою. Его потемневшая от времени, со следами сражений кольчуга — пример тончайшей и сложнейшей резьбы по твердому, но чрезвычайно хрупкому камню гематиту (от греч. «кровь»), в русской традиции его называют кровавик.

Из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Из того ли-то из города из Муромля,

Из того села да с Карачирова,

Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,

Он стоял заутрену во Муромли,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град.

<...>

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Ёго добрый конь да богатырскии

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать,

Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.

<...>

Засвистал-то Соловей да й по-соловьему,

Закричал злодей разбойник по-звериному,

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да й лазуревы цветочки отсыпалися,

Темны лесушки к земле вси приклонилися...

<...>

А й тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук розрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Ён тетивочку шелковенку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья-разбойника,

Ёму выбил право око со косичею.

Ён спустил-то Соловья на сыру землю,

Пристянул его ко правому ко стремечки булатнему,

Ён повез его по славну по чисту полю.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Творческая мастерская Алексея Антонова

2012 год

Макетирование: Тимофей Паус

Мастера: Евгений Васьков, Сергей Черкасов

Бронза: Анастасия Миркурьева

Ювелир: Павел Ветров

Материалы: кварцит, халцедон, пирит, гематит (кровавик), яшма, пегматит, лазурит, окаменелое дерево, тигровый глаз, золото, серебро

Размеры: 53 × 80 × 47 см