«Мужик и медведь» в обработке А. К. Толстого
Едва ли какое-то еще животное настолько плотно ассоциируется с Россией, как медведь. Россияне часто шутят, что приезжающие в гости иностранцы наверняка ожидают встретить медведя в мегаполисе на улице (непременно с балалайкой и водкой). Медведи-циркачи, конфеты «Мишка на севере», картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» и символ Олимпиады 1980 года в Москве — в самых разных обликах медведь и в самом деле востребован не только в народной культуре, но и в повседневной жизни нового времени. И решающую роль в этом сыграли русские народные сказки.
Образ медведя появился в религиозных верованиях, обрядности и фольклоре намного раньше других. Не будет большим преувеличением утверждать, что этот древний архетип присутствует в славянской культуре с самого начала. И именно оттуда до нас дошли первые сюжеты, подчеркивающие величие и грандиозность этого существа.
Представления народа о медведе не стояли на месте, и в чуть более поздних сказках этот персонаж предстает уже несколько противоречивым: при сохранении былого могущества и силы появляются нотки иронии и даже сатиры.
Исследователи связывают подобные перемены с изменением образа жизни человека. В ранних сказках медведь выступает разрушающей безусловной силой, с которой справляются только избранные герои — с помощью хитрости. Однако постепенно образ преображается: сохраняя внешнее величие, медведь все больше похож на человека, а не на своего мифического предка.
Чаще всего в сказках о животных медведь выступает хозяином леса, покровителем диких и домашних зверей — то есть соответствует архетипу царя-хозяина. В то же время сюжеты строятся и развиваются на конфликтах и противоречиях между этим хозяином и человеком. Медведь так или иначе присутствует почти в трети всех сказочных сюжетов, и однозначную трактовку образа сконструировать практически невозможно. Иногда он демонстрирует неосмотрительность: в сказке «Мужик и медведь» крестьянин без всякого обмана дважды обыгрывает не вникающего в суть дела медведя. А иногда непомерную силу, как в сказке «Теремок», когда медведь из излишнего дружелюбия ломает терем маленьких лесных жителей. Демонстрирует медведь и благородство: в сказке «Медведь и собака» он помогает брошенному хозяевами псу вернуться домой.
В определенном смысле, сказки помогали людям преодолеть страх перед дикими лесными животными: ведь и медведи, и другие крупные дикие звери представляли собой реальную угрозу для жителей деревень. Но со временем эта потребность почувствовать себя в безопасности приобрела весьма поэтичную форму и надолго закрепилась в народном сознании и культуре.
В каменной фигурке медведя обращает на себя внимание замечательный подбор материала. Однако не менее интересна работа с агатом — из него сделан свежий пень. Резьба с учетом разной окраски слоев превращает эту часть композиции в камею: под морщинистой коричневой корой скрывается тонкий светлый слой, свозь который местами просвечивает зеленоватая «древесина» сломанного дерева. Натуралистичный эффект подчеркивает торчащая между лап медведя щепа.
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок?
Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.
Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Медведь
Камнерезная мастерская «Святогор»
2012 год
Автор: Иван Голубев
Мастер: Иван Вандышев
Шлифовщики: Сергей Цыганков, Александр Погребной
Материалы: кремень, агат, опал, латунь, серебрение
Размеры: 31 × 23 × 23 см
Медведь
Камнерезная мастерская «Святогор»
2014 год
Автор: Иван Голубев
Мастера: Алексей Зефиров, Олег Николаевский, Иван Голубев
Шлифовщик: Альберт Клевакин
Материалы: Горный хрусталь, дымчатый кварц
Размеры: 32 × 20 × 20 см