Из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»
В этом произведении мастера воссоздали в камне произведение Михаила Врубеля «Демон сидящий». Бесспорно, эта картина стала одним из самых известных и узнаваемых шедевров русского художника, благодаря ее глубокому символизму и необыкновенной живописной манере.
Врубель написал ее в 1891 году как одну из тридцати иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова, в которое, конечно, вошла знаменитая поэма «Демон», признанный шедевр поэта. Она посвящена трагической истории мятущегося духа Демона и его любви к прекрасной Тамаре. Устав от вселенской скуки, Демон неожиданно для себя влюбляется в удивительную девушку прямо в день ее свадьбы. Из ревности он подстраивает смерть ее жениха и вновь и вновь является к ней, добиваясь внимания и не оставляя даже в монастыре. Любовь Демона не бывает бесследной, и поэма заканчивается скорбной сценой похорон Тамары.
Не стоит воспринимать лермонтовского Демона как воплощение безусловного зла: Демон не стремится причинять боль, но страдает сам. Поэт наделяет его человеческими чертами — и скукой, и страстной любовью, и ревностью. Недостижимый идеал, максимализм, внутренняя борьба, сомнения и мятущийся дух — все это Демон, каким его прочитал Врубель.
Это полотно художника принято считать одним из первых крупных произведений символизма. С этим направлением произведение особенно сближает двойственность образа: с одной стороны, величие духа, а с другой — бесконечное одиночество.
Картина написана в узнаваемой врубелевской манере: мастерски владея мастихином (тонкой пластиной), художник становится и живописцем, и скульптором одновременно. Его техника будто имитирует мозаику. Например, формы цветов, столь похожих на кристаллы, Врубель заимствовал в изломах горных пород. Поэтому воплощение всего произведения в камне выглядит столь органичным.
Набор использованных материалов лаконичен, однако мастера сумели создать с их помощью выразительный образ. Основанием для скульптуры служит друза кристаллов дымчатого кварца. А сама фигура Демона вырезана из аметиста таким образом, что наиболее прозрачная часть приходится на голову. Венчающая ее копна волос из прозрачного дымчатого кварца раскрывает чрезвычайно интересный эффект: она отбрасывает золотистые блики внутрь аметистовой головы, и они вспыхивают в глубине, как страсти или мятущиеся мысли.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тex дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья.
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...
И много, много... и всего
Припомнить не имел он силы!
II
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.