DeutschEnglishРусский한국어

Жар-птица и три богатыря

Камнерезная мастерская «Святогор»

Из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке

Жар-птица и три богатыряЖар-птица и три богатыряЖар-птица и три богатыряЖар-птица и три богатыряЖар-птица и три богатыряЖар-птица и три богатыря

В центре композиции возвышается фигурка золотой птицы. Она восседает на ветке, усеянной золотыми яблоками. Образ такой чудесной птицы есть в сказках большинства народов мира. В русском фольклоре поиск жар-птицы всегда сопряжен с большими трудностями, которые герой должен преодолеть с помощью своих помощников. Воплощение огня и света, она одним своим пером способна рассеять тьму, а крылья ее — как языки обжигающего пламени. Поэтому не так-то просто поймать ее, когда она клюет в волшебном саду золотые яблоки, дающие молодость, красоту и бессмертие. Единственный способ изловить ее — сделать ловушку из золотой клетки, подложив в нее волшебные яблоки.

Во многих сюжетах повторяется один и тот же мотив: неуловимая жар-птица теряет одно-единственное перышко, которое еще долгое время светится и отдает тепло. Нашедший его герой теряет покой. Ему так хочется завладеть чудесной птицей, что он готов на любые вызовы. Легенды приписывают ей целительные свойства: слепым птица возвращает зрение, пение ее излечивает больных. Золотые яблоки, за которыми она выбирается ночью из своей золотой клетки, дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие.

Столь яркий, овеянный романтическим ореолом образ не мог остаться без внимания поэтов и художников. Перестав быть исключительно сказочным персонажем, жар-птица превратилась в символ чего-то страстно желаемого, таинственного, вожделенного, но в то же время трудно достижимого, недоступного. Богатство, благополучие, счастье, любовь — с жар-птицей постоянно связаны самые глубинные чаяния народа. Но не так-то просто поймать жар-птицу: она живет за тридевять земель, в золотой клетке. И охраняют ее добрые молодцы — богатыри-герои.

В этой композиции три воина оберегают покой жар-птицы. Пожилой, зрелый и совсем молодой — они воплощают преемственность поколений в сохранении самого ценного. Аллегорическое иносказание позволяет усилить эффект: старый и зрелый воины, уставшие, уснули прямо на посту, тогда как самый молодой бодрствует и всегда готов встать на защиту сокровенной тайны. Тем самым мастера демонстрируют готовность молодого поколения перенять эту благородную ответственность и сохранить национальные ценности, чаяния и надежды в безопасности.

Из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке

На третью ночь пошел в сад караулить Иван-царевич. Стал он ходить около яблони, даже присесть боится, кабы не заснуть. Караулит час, караулит другой и третий. Спать захочется — глаза росой промоет. Прошла половина ночи, и вдруг что-то засветилось вдалеке. Свет летел прямо на него, и стало в саду светло, как днем. Это прилетела Жар-птица, села на яблоню и начала щипать золотые яблочки. Иван-царевич притаился, подкрался, изловчился и ухватил ее за хвост. А Жар-птица стала так рваться, что, как ни крепко держал ее Иван-царевич, все же вырвалась и улетела, оставив у него в руке лишь одно перо из хвоста.

Поутру, лишь только царь проснулся, Иван-царевич пошел к нему, рассказал, какой вор к ним повадился, и показал перо Жар-птицы. Царь обрадовался, что меньшему сыну удалось хоть перо достать, и спрятал его в своих покоях. С тех пор Жар-птица в сад не летала, и царь начал и есть, и пить, и спать. Но он любовался на перышко, думал да думал о Жар-птице и надумал послать сыновей за нею. Позвал он их к себе и сказал:

— Вот что, сынки мои милые! Взнуздали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, отыскали бы Жар-птицу да привезли бы ее ко мне, а то она опять затеет к нам летать да яблоки красть.

Старшие сыновья отцу поклонились, в путь-дорогу собрались, оседлали своих добрых коней, надели доспехи богатырские и выехали в чистое поле искать Жар-птицу, а Ивана-царевича царь по младости его от себя не отпустил. Стал слезно упрашивать его Иван-царевич и умолил наконец. Садится он на богатырского коня и едет, долго ли, коротко ли, — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наконец доехал он до росстани, а от росстани три дороги идут, и стоит там каменный столб, а на том столбе написано:

«Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив».

Иван-царевич прочитал эту надпись, долго думал, по которой дороге решиться ехать, наконец, поехал в правую сторону, чтобы самому живым остаться.

<...>

Долго ли, коротко ли, приезжают они к каменной стене. Волк остановился и говорит:

— Ну, Иван-царевич! Перелезь через эту стену. Тут за стеной сад, а в том саду Жар-птица в золотой клетке. Часовые все спят, ты Жар-птицу возьми, а золотую клетку смотри не трогай, а то беда будет.

Выслушал Иван-царевич Серого Волка, перелез через каменную стену, спустился в сад и увидел Жар-птицу в золотой клетке. Вынул птицу из клетки и пошел было назад, да потом и раздумался: «Зачем я взял Жар-птицу без клетки, что я ее за пазухой повезу? Да и клеточка-то дорогая, вся алмазами усыпана». Забыл он, что говорил ему Серый Волк, воротился и лишь схватился за золотую клетку — как вдруг пошел стук и звон по всему саду. От клетки той проведены были потайные струны со всякими бубенчиками и погремушками.

Сторожа пробудились, прибежали в сад, схватили Ивана-царевича, скрутили ему руки и привели к своему царю Афрону.

Жар-птица и три богатыря

Камнерезная мастерская «Святогор»

2014 год

Автор: Иван Голубев

Мастера: Иван Голубев, Стас Ширяев, Виктор Коробейников, Иван Вандышев, Роман Бахтин, Константин Антипин

Шлифовщики: Игорь Мантуровский, Сергей Цыганков, Роман Бахтин

Ювелиры: Александр Шакиров, Дмитрий Евдокимов

Материалы: пирит, яшма, агаты, газган, серебро

Размеры: 53 × 56 × 56 см