DeutschEnglishРусский한국어

Старик с филином

Творческая мастерская Алексея Антонова

А. С. Пушкин. «Пророк»

Старик с филиномСтарик с филиномСтарик с филином

В основе этой объемной мозаики лежит картина русского художника Константина Васильева (1942–1976). Всю свою жизнь в искусстве он посвятил изучению русской традиционной культуры и мифологии. Об этом же говорит его псевдоним — Константин Великоросс. Его творческое наследие насчитывает более 400 произведений в различных жанрах, от сказочных портретов до сюрреалистических композиций. Многие исследователи сходятся во мнении, что именно «Человек с филином», последнее произведение Васильева, является одной из вершин его творчества.

Все самые значительные символы, которые изобразил художник, переосмыслили и воспроизвели и мастера-камнерезы. Так, у ног старца лежит сгорающий свиток с псевдонимом, написанным старорусской вязью, и годом создания работы, ставшим по роковому совпадению и годом смерти живописца. В руках старика — светоч, плеть и прозорливая сова, перед ним — молодой росток.

Традиционно в русской культуре образ старца воплощает всю мудрость человеческого опыта, поэтому свеча в его руках приобретает особенно глубокий подтекст. Художник поместил в центр композиции два сильных символа — горящий свиток и прорастающий сквозь него тоненький ствол дуба. Исследователи и знатоки творчества Васильева приводят множество интерпретаций, сравнивая пламя с творческим горением, а растение — со знаком вечности и обновления. В мировой культуре филин — само воплощение мудрости, ведь от него даже черная ночь не способна укрыть тайны мироздания.

Вместе столь сильные символы усиливают впечатление и придают произведению в целом более глубокий философский смысл, который камнерезы выразили в этой объемной мозаике. Так, атмосферу сказочного зимнего леса передает основание скульптуры, для которого мастера выбрали друзу горного хрусталя с красновато-коричневатыми участками. И этот теплый оттенок нарастает снизу вверх постепенно. А кульминацией композиции стал филин с раскрытыми полупрозрачными крыльями из яркого оранжево-коричневого агата.

А. С. Пушкин. «Пророк»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Старик с филином

Творческая мастерская Алексея Антонова

2010 год

Макетирование: Владислав Ожегов

Мастера: Фарис Хайрланамов

Ювелир: Павел Ветров

Материалы: сердолик, кварцит, яшма, халцедон, кварц, шайтанский переливт, магнезит, серебро

Размеры: 39 × 27 × 27 см