Из повести «Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя
Русалка в русской традиционной культуре воплощает представления о мистическом, сумеречном, потустороннем мире. В народном сознании ee загадочность и манит, и одновременно отпугивает.
Преданий и поверий о русалках очень много, и в разных регионах они могут разительно отличаться. Где-то их представляют существами лесными и живущими среди деревьев, где-то — речными, иногда они танцуют на полях, принося плодородие и урожай, а иногда — проникают в дома и крадут некрещенных младенцев. Чаще всего к русалкам уходили утопленницы или молодые девушки, умершие насильственной смертью, — отсюда возникает сочувствие, характерное для многих легенд. Считалось также, что, подобно греческим сиренам, они заманивают мужчин, а на женщин — нападают.
Образ и характер русалки настолько иррационален, что зачастую появляются противоположные характеристики. Например, неестественность красоты такой женщины символизировала невозможность материнства. И рядом с этим верованием появляются истории о том, как русалки спасали детей, отводя страшных зверей и останавливая водные потоки.
Русалку всегда описывают с распущенными волосами. Эта характерная особенность подчеркивает принципиальное отличие от обычных женщин, для которых немыслимо было выйти из дома с такой прической. С этим связано распространенное поверье, что по ночам красавицы-русалки выходят на берега рек и озер и расчесывают длинные волосы. В числе их излюбленных занятий — качаться на деревьях (поэтому у А. С. Пушкина «Русалка на ветвях сидит») и плести венки из цветов, осоки и древесных ветвей.
На столь романтичный образ не могли не обратить внимания русские писатели, поэты и художники. В их произведениях русалки предстают загадочными, печальными, прекрасными девушками, столь близкими и вместе с тем недоступными.
Колористическое решение композиции, созданной мастерами-камнерезами, на первый взгляд, кажется нарочито контрастным. На фоне насыщенной зеленой травы (нефрит) и яркой коричневато-оранжевой кочки (сердолик) русалка выглядит мертвенно-бледным призраком — тело водной девы вырезано из молочно-белого хризопраза. Только внимательному зрителю откроется удивительный подбор материалов: на белоснежном камне можно найти зеленоватые переливы и коричневые пятнышки. Игра, построенная на ярком цвете и его отблеске, позволила мастеру добиться тонкой гармонии оттенков, не потеряв при этом свежести цвета.
И вот почудилось, будто окно отворилось. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперед белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами, тихо светившими сквозь темно-русые волны волос, и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается... Сердце его разом забилось... Вода задрожала, и окно закрылось снова. Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце.
<...>
Окно тихо отворилось, и та же самая головка, которой отражение видел он в пруде, выглянула, внимательно прислушиваясь к песне. Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна! Она засмеялась!.. Левко вздрогнул.
— Спой мне, молодой козак, какую-нибудь песню! — тихо молвила она, наклонив свою голову на-бок и опустив совсем густые ресницы.
В одном месте у реки тихое место было. Страшное. Там нечистая сила, видимо, была. Все показывалось людям. Миша Крюков рассказывал. Он на горе жил:
— Ехали мы на мельницу ночью. И, — говорит, — доезжает до речушки, а в ручье сидит женщина голая. Говорят, что русалка. Волосы распущены, по воде бьет и кричит: «Свети, месяц! Рубить буду! Свети, месяц! Рубить буду!» У нас волосы дыбом. Не знаем, как за реку переехать.
Русалка
Камнерезная мастерская «Святогор»
2013 год
Автор: Григорий Пономарёв
Мастер: Григорий Пономарёв
Шлифовщики: Алексей Атемасов, Сергей Цыганков
Ювелир: Виктор Соболев
Материалы: агат, хризопраз, сердолик, нефрит, кремень, кварц, дымчатый кварц, моховой агат, серебро, бронза, золочение, серебрение, паладирование, чернение
Размеры: 36 × 37 × 35 см