Из книги «Мифы Древней Греции» под редакцией Николая Куна
Пан почитался древними греками как бог пастушества, скотоводства и плодородия, поэтому в этой скульптуре он изображен со своим жертвенным животным — бараном. Этот мифологический персонаж занимал настолько важное место в древнегреческом пантеоне, что оказал влияние не только на все дальнейшее развитие эллинской культуры, но и сохранился в мировом культурном наследии.
Так, например, художник Михаил Врубель поместил своего Пана в типичный северно-российский пейзаж, изобразив за его спиной березу, лес и реку. Покровитель чащ и полей похож на морщинистого жилистого старика с рогами, кучерявой бородой и черной нижней частью тела. Все это роднит образ с Лешим — славянским хозяином лесов: и Леший, и Пан славились веселым и живым характером, они не столько вредили людям, сколько агрессивно шутили.
Влияние врубелевского Пана можно усмотреть и в этой скульптуре: поза, облик, динамика, цветовая гамма — определенные переклички присутствуют. Однако в «каменном» божестве намеренно подчеркнута его животная сущность: акцентированы копыта и один из атрибутов — баран. Стихийная, природная сущность этого существа раскрывается через расположение дендритов: они притягивают внимание к голове и рукам Пана. Неслучайно от имени Пана во многих европейских языках произошло слово «паника»: он навевал ужас на каждого, кто осмелится потревожить послеобеденный сон покровителя.
Древние греки приносили овец в жертву своему божеству, надеясь снискать его благосклонность. В этой скульптуре Пан заносит ножницы над животным, и это придает всей композиции динамику. Дополнительный драматизм образу придает неожиданный контраст между огненно-оранжевым окрасом барана и темной фигурой сидящего на его спине мифического существа. Фигура Пана сделана из цельного камня: кропотливая, тщательная работа мастера обнажила скрытый потенциал, превратив природную неоднородность материала в художественное достоинство.
История создания этого барана может послужить замечательным примером магии камнерезного искусства. Когда мастер прорабатывал будущую фигурку, из камня постепенно проступал облик животного, часть шкуры которого — природная корка агата: особое искусство состоит в том, чтобы «раскрыть» материал, в частности через удачные градиентные переходы цвета. Но самое интересное, что именно в том месте, где камнерез планировал проработать зубы, вдруг показалась белая линза — инородное вкрапление внутри камня. Как будто материал был готов принять именно эту форму и только ожидал своего мастера.
Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.
Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана — когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса.