Плач Купавы, из весенней сказки А. Островского «Снегурочка»
В пантеоне языческих славянских богов Купава воплощала все самое живое, свежее, настоящее и яркое, поскольку она — богиня лета, столь долгожданного в северных широтах. Ее представляли девушкой с теплой, согревающей красотой, открытой и щедрой, как самый теплый сезон. Согласно древнему преданию, Купава от всей большой души совершила для людей нечто особенное, на что не отважился больше никто: когда был сотворен первый человек, именно она отказалась от своего бессмертия и стала супругой смертного человека, сохранив при этом свою женскую сущность и тепло.
Купава — сама женственность, и всякий раз в народных песнях или авторских произведениях она предстает в облике прекрасной, живой и чистой девушки. Неудивительно, что в творческом переосмыслении русского драматурга Александра Островского именно она воплотила стремление к беззаветной и безусловной любви. Народный образ Купавы в наши дни известен намного меньше, чем героиня авторской сказки «Снегурочка». Особую славу произведению и его персонажам принесла опера Н. А. Римского-Корсакова, исполняемая во всем мире.
В самом начале сказки Купава появляется в статусе невесты богатого купца Мизгиря, за которого выходит по расчету. Она знакомится со Снегурочкой — прекрасной, но холодной зимней девушкой — и сближается с ней, открывает все свои секреты и чаяния. Купава переживает личную драму: жених влюбляется в ее подругу. Но благодаря этому, она познает истинную любовь и настоящее счастье с пастухом Лелем, которого Снегурочка отвергла.
Купава создана для любви. Островский заимствовал этот образ из старинных преданий и переосмыслил его, подчеркнув живость характера через его развитие. В камне же яркий образ создается за счет противопоставления ярко зеленого узорчатого малахита основания и пестрого красного камня платья героини. Неоднородная структура халцедона, сочетающая пятна насыщенного цвета и светлые полупрозрачные участки, создает ощущение, будто ткань движется вместе с человеком. Также обращает на себя внимание желтая яшма, из которой мастерам удалось создать переливающуюся на солнце массу золотистых волос.
Всех-то забыла я,
Батюшко родного,
Близких и сродников,
Милых подруженек,
Игры веселые,
Речи заветные.
Знаю да помню лишь
Друга любезного.
Встретясь, целуемся,
Сядем, обнимемся,
В очи уставимся,
Смотрим, любуемся.
Батюшко, светлый царь,
Видно, людское-то
Счастье ненадолго.
Вздумали, в лес пошли,
Взяли подруженек,
Звали Снегурочку.
Только завидел он
Злую разлучницу,
Коршуном воззрелся,
Соколом кинулся,
Подле разлучницы
Вьется, ласкается,
Гонит, срамит меня,
Верную, прежнюю.
Сам же он выкланял,
Выплакал, вымолил
Сердце у девушки,
Сам же корит, бранит:
При людях девушку
Назвал бесстыжею...