Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Из сборника «Былины» под редакцией Л. М. Леонова
Победа над Змеем Горынычем стала первым и самым известным подвигом Добрыни Никитича, среднего из трех знаменитых русских богатырей. Передавая былины из уст в уста, люди наделили эпических героев важными для народа чертами характера. Так, применительно к Добрыне часто упоминается «вежество», под которым понимается не только храбрость, но и выдающиеся дипломатические способности, знание этикета, грамотность, таланты к творчеству. Словом, к богатырской физической силе прилагается образованность и мудрость.
Змей Горыныч воплощает в этом сюжете иррациональное, эпическое зло. Его часто изображают трехглавым и изрыгающим пламя. Былина рассказывает о двух боях Добрыни со Змеем: из обоих богатырь выходит победителем, но в первом оставляет противника в живых, что не характерно для русского эпоса. И если первая схватка спровоцирована нарушением Добрыней неписанного запрета купаться в реке, где обитает Змей, то вторая нужна для спасения племянницы князя Забавы Путятишны и освобождения Руси от страшного проклятия.
Интересно, что, поразив Змея во имя спасения девушки, Добрыня обнаруживает в логове чудовища множество плененных людей, включая даже иностранных королевичей. Таким образом, выполняя задание князя (что также нехарактерно для богатырского эпоса), Добрыня превращает свой подвиг в героический по существу: освобождает Русь от гнета Змея.
Яркая и эффектная композиция схватки построена на контрасте красной (плащ и рубаха, яшма) с золотом (кольчуга и шлем, пирит) фигуры богатыря и ярко-зеленого Змея. Стоит присмотреться к крыльям чудища: они вырезаны настолько тонко, что края яшмовых блоков становятся полупрозрачными.
...Говорил Добрыня сын Никитинич:
«Ах ты эй, Змея да ты проклятая!
Черт ли тя нес да через Киев-град!
Ты зачем взяла князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Путятичну?
Ты отдай же мне князеву племянницу
Без бою, без драки-кроволития!»
Тогда Змея она проклятая
Говорила-то Добрыне да Никитичу:
«Не отдам я тебе князевой племянницы
Без бою, без драки-кроволития!»
Заводила она бой-драку великую.
Они дрались трои суточки,
Но не мог Добрыня Змею перебить.
Хочет тут Добрыня от Змеи отстать,
Как с небес Добрыне глас гласит:
«Молодой Добрыня сын Никитинич!
Дрался со Змеей ты трои суточки,
Подерись со Змеею еще три часа:
Ты побьешь Змею да ту проклятую!»
Он подрался со Змеею еще три часа,
Он побил Змею да ту проклятую.
Та Змея она кровью пошла.
...Расступилась тогда матушка сыра земля,
Пожрала она кровь да всю змеиную.
Тогда Добрыня во нору пошел,
Во те во норы да во глубокие.
Там сидят сорок царей, сорок царевичей,
Сорок королей да королевичей,
А простой-то силы той и смету нет.
Тогда Добрынюшка Никитинич
Говорил-то он царям да он царевичам
И тем королям да королевичам:
«Вы идите нынь туда, откель принесены.
А ты, молода Забава дочь Путятична,
Для тебя я эдак теперь странствовал,
Ты поедем-ка ко граду ко Киеву,
А й ко ласковому князю ко Владимиру».