на из наиболее лиричных композиций мастерской «Святогор», изображающая казака и его верного спутника — вороного коня, которого грозный атаман ласково треплет по гриве. Мало кто из современных камнерезов столько внимания уделяет лошади, как уральские мастера, которые могут с большим знанием и наблюдательностью передать живую форму. Из прославленных российских камнерезов дореволюционной эры только мастера фирмы Карла Фаберже создали скульптурную группу из двух фигур — человека и лошади; достаточно вспомнить композицию «Ледовоз», в которой изображены савраска, с трудом тянущая по грязному, изъезженному снегу из кварца сани с хрустальными кабанами льда, и мальчишка-извозчик, ее погоняющий.
Одна из наиболее лиричных композиций мастерской «Святогор», изображающая казака и его верного спутника — вороного коня, которого грозный атаман ласково треплет по гриве. Мало кто из современных камнерезов столько внимания уделяет лошади, как уральские мастера, которые могут с большим знанием и наблюдательностью передать живую форму. Из прославленных российских камнерезов дореволюционной эры только мастера фирмы Карла Фаберже создали скульптурную группу из двух фигур — человека и лошади; достаточно вспомнить композицию «Ледовоз», в которой изображены савраска, с трудом тянущая по грязному, изъезженному снегу из кварца сани с хрустальными кабанами льда, и мальчишка-извозчик, ее погоняющий.
Мастера «Святогора» выступают подлинными поэтами красоты природного мира, изображая и породистых коней в мощном скоке, и «казачьих быстрых лошадок», которых так любили воспевать русские скульпторы ХIХ века барон Клодт и Евгений Лансере. Владея виртуозным мастерством и пониманием анатомии и движения, автор модели и камнерезы-исполнители изобразили из черного долерита стоящего коня в нарядной, ювелирно исполненной серебряной черневой сбруе, грациозно выгнувшего шею с пышной гривой из яшмы. Силуэт отличается выразительностью и красотой упругой линии. Также достоверно мастера сумели передать и внешний вид казачьего атамана, одетого в широкие шаровары из яшмы, в халцедоновую рубаху и зеленый кафтан с разрезными от плеча рукавами, подпоясанный широким поясом из тигрового глаза, за которым заткнут нож и пистолет. Атаман стоит крепко на своей земле, в задумчивости упрямо склонив голову, так что сразу проступает характер батьки — сильный, властный и неукротимый. Как и в других работах мастерской, группа отличается красотой и выделанностью деталей. Мастера умеют вглядываться в камень, видеть в нем удивительные изобразительные возможности. Так, для создания походной иконы, которая вынимается из халцедоновой перевязи, они выбрали моховой многослойный агат, в рисунке которого, по словам камнерезов, во время работы проступили черты лика Богородицы: ее камейный образ обрамлен полями из окаменелого дерева.
Французский инженер и военный картограф Гийом ле Вассер де Боплан сначала 1630-х до 1648 года находился на польской службе на территории современной Украины.
Нам остается еще, как мы ранее и обещали, рассказать о том, как казаки выбирают своего старшего... После того как соберутся все старые полковники и старые казаки, которые пользуются доверием в казачьей среде, каждый подает голос в пользу того, кого полагает наиболее способным, и получивший большинство голосов считается назначенным. Если тот, кто выбран, добровольно не принимает обязанность, ссылаясь на свою бездарность или неспособность, недостаток опытности или старость, это ему ничуть не помогает, ему отвечают только лишь, что он действительно не заслуживает такой чести, и, не мешкая, тот час же убивают его, как предателя, хотя в данном случае сами они поступают как изменники... Вот как выбирают казаки своего атамана, что нередко случается у них среди Дикого поля. Они ему беспрекословно повинуются, этот атаман на их языке называется гетман; власть его не ограничена, [он] имеет право рубить головы и сажать на кол всех провинившихся. Они [гетманы] очень строги, но ничего не предпринимают без военного совета, называемого Радой. Немилость, в которую может попасть атаман, обязывает его быть чрезвычайно осторожным в своих действиях, чтобы не потерпеть какой-либо неудачи, особенно когда он ведет казаков на войну; в случае неблагоприятной встречи с противником он должен проявить находчивость и отвагу, ибо, если он обнаруживает малодушие, его убивают, как изменника. Тот час же казаки выбирают другого атамана на обычных у них условиях, как я уже рассказывал выше. Вести их в [поход] и руководить ими — трудная и несчастливая обязанность того, кому она выпадает. В течение семнадцати лет, пока я служил в этой стране, все те, кто исполнял эту роль, окончили несчастливо.
Батька
Камнерезная мастерская «Святогор»
2011
Автор: Иван Голубев
Мастера: Станислав Ширяев, Иван Голубев, Алексей Зефиров
Шлифовщик: Алексей Атемасов
Ювелир: Александр Шакиров
Материалы: газганский мрамор, яшма, хризопраз, кремень, соколиный глаз, агат, долерит, кварцит, авантюриновая корка, нефрит, окаменелое дерево
Размеры: 35 × 26 × 32.7 см