Фигура святого Георгия Победоносца украшает герб Москвы, старинного города и столицы современной России. И это неудивительно: Георгий — один из самых популярных святых на Руси. В прошлые века он почитался как покровитель князей и воинов, как небесный заступник страны. С первой половины XV в. изображение Георгия Победоносца начали чеканить на московских монетах.
Георгий Победоносец (? — 303/304) — мученик, святой Русской Православной Церкви.
Фигура святого Георгия Победоносца украшает герб Москвы, старинного города и столицы современной России. И это неудивительно: Георгий — один из самых популярных святых на Руси. В прошлые века он почитался как покровитель князей и воинов, как небесный заступник страны. С первой половины XV в. изображение Георгия Победоносца начали чеканить на московских монетах.
Житие святого Георгия сообщает, что он родился в крестьянской семье в Лидде (Палестина). Поступив на военную службу, Георгий выделялся умом, храбростью и силой, благодаря чему достиг высокого положения тысячника. Сам император Диоклетиан обращал особое внимание на таланты воина. После смерти матери Георгий унаследовал большое состояние и приобрел влияние при дворе. Однако когда начались гонения на христиан, он раздал имущество бедным и публично объявил себя христианином.
Георгия арестовали и подвергли жестоким пыткам. Его мучили семь дней, но каждый раз он чудесным образом на следующий день оказывался невредимым. Тогда Георгия приговорили к смерти, а в ночь перед казнью ему явился Иисус Христос и поведал, что мученика ожидает рай. Георгий был обезглавлен, вместе с ним казнили супругу императора Александру, уверовавшую во Христа под впечатлением чудес, совершенных святым мучеником.
Вскоре после кончины святой Георгий приобрел большую популярность в Византии, а затем — в Западной Европе и на Ближнем Востоке. О нем слагали легенды, самая известная из которых приписывает святому Георгию победу над чудовищным змеем и спасение царевны и города, которым угрожал дракон. Это чудо связывают как с земной, так и с небесной жизнью святого Георгия: считается, что благодаря этой победе жители спасенного города приняли христианство.
Скульптурное изображение святого Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, — одна из самых масштабных работ фирмы «Святогор», в которой сочетаются подлинная скульптурная мощь c изяществом и тщательным исполнением всех деталей, вплоть до мельчайших.
Впечатляющие размеры скульптуры и многоречивость реквизита являются отличительной чертой художнического почерка екатеринбургской компании, продолжающей в своем творчестве традиции камнерезного дела родной земли. Знаменитый художник и камнерез А.К. Денисов-Уральский, единственный в России исполнял довольно крупные работы из самоцветных камней, снабженные архитектоничными, роскошными постаментами; достаточно вспомнить фигуру Марианны — аллегорию Франции, Ангела мира на огромном гранитном шаре или шаржированный портрет — памятник кайзера Вильгельма на ступенчатом пьедестале из лабрадорита, лимонита и мрамора. Земляк Алексея Козьмича Денисова, мастер Екатеринбургской гранильной фабрики, состоявшей в ведении императорского двора, Николай Дмитриевич Татауров в 1940-х гг. тоже создавал многофигурные композиции из твердых каменных пород; так, под его руководством учащиеся свердловского ремесленного училища изготовили репрезентативную композицию «Урал кует победу», включающую помимо фигур кузнецов традиционную уральскую горку из самоцветов, объёмные модели танка и трактора и, наконец, каменный задник-декорацию с изображением заводов, исполненный в технике флорентийской мозаики. С другой стороны, просвещенные художники и мастера «Святогора» наверняка не оставили без внимания русскую геральдическую скульптуру изтвердых камней, примером которой является герб города Ярославля в виде медведя из обсидиана с золотой секирой, на яшмовой подставке, исполненный петербургскими мастерами прославленной царской фирмы К. Фаберже.
Современные мастера создали монументальную композицию Георгия-драконоборца, «знаменитого во всех краях христианского мира», одного из наиболее почитаемых святых на Руси; недаром он помещен в гербе столичного града Москвы. По мнению ученого Савелия Сендеровича, «дело не исчерпывается религиозным культом — это феномен более широкого, общекультурного плана»; в силу этого образ святого Георгия неизбежно возвращается в разные эпохи в российскую культуру. Камнерезы «Святогора» придали этому образу новое звучание, создав скульптуру, отличающуюся внутренней и внешней экспрессией и очевидной всем оригинальностью манеры. Георгий изображен в виде грозного воина, Победоносца, в кульминационный момент битвы с драконом: алая кровь раненого верного коня, как и красный цвет плаща святого мученика вносят яркие акценты в монохромную и при этом чрезвычайно живописную гамму, построенную на сочетании черных, белых и серых цветов в разнообразных оттенках. Борьба двух начал явлена на контрасте дракона из кремня серо-черного цвета, означающего тьму, и всадника на белом коне из светлого халцедона с агатовой гривой и сияющей золоченой сбруей. Художники-камнерезы Иван Голубев и Станислав Ширяев демонстрируют и высочайшее мастерство резьбы по камню, и академическую выучку: лицо святого из бледного по тону камня необычайно выразительно и трагично (он как будто еще неуверен в исходе битвы), а его тело, закованное в каменные латы, выполненные в технике cameo, отличается тщательной, скрупулезной проработкой каждой мышцы. В сложной вихревой композиции, закрученной узлом, почти полностью преодолевается инерция твердого камня, пространство вокруг скульптуры словно раздвигается мощными, напряженными движениями всадника в развевающемся плаще и его лошади с растрепанной гривой, вставшей на дыбы. Выразительные силуэты фигур создают динамическую игру линий, которая не выглядит слишком сложной и запутанной благодаря колористическому единству и пластической выверенности жестов и движений. Композиция воздвигнута на столь же тяжелое, как и скульптуры, темное основание с кристаллами мориона и металлической оправой с рельефной плетенкой «старорусского типа».
Без сомнения, скульптура «Святой Георгий Победоносец» является одной из самых репрезентативных и значимых современных камнерезных работ.
Во времена те жив был святой Георгий, который был тогда комитом, войско его было распущено, а сам он шел в Каппадокийскую землю, свое отечество. По изволению Божию святой оказался вместе том и решил напоить своего коня. И видит, что сидит девушка, а слезы так и капают ей на колени, и, озираясь по сторонам, она жалуется. Святой сказал ей: «Женщина, кто ты и что это за люди вдали и почему они громко плачут?». Девушка говорит: «Повесть эта очень длинна, и я не могу тебе ее поведать. Но беги, пока не настигла тебя ужасная гибель». Святой говорит ей: «Женщина, скажи мне правду — ведь, клянусь Господом Богом, я умру с тобой и не оставлю тебя». Тогда девушка, горько застенав, сказала: «Господин мой, наш город благоденствует и процветает, но в воде трясины поселился лютый змий. Каждодневно он выходит на землю и пожирает жителей города. Мой отец объявил указ и вот послал меня на съедение чудовищу. Теперь я сказала тебе все. Уходи скорее». Выслушав это, святой говорит девушке: «Отныне не страшись и будь покойна».
Святой осенил себя крестным знамением и бросился навстречу чудовищу, сказав: «Господь Бог мой, погуби лютого змия, чтобы уверовали эти неверные». Лишь только он сказал это, с Божией помощью и по молитве мученика змий упал к ногам святого Георгия. Святой говорит девушке: «Сними с себя пояс, а с коня моего поводья и дай сюда». Девушка сняла и подала их святому. И по устроению Божию он связал змия и передал его девушке, говоря: «Поведем его в город». Она взяла змия, и они пошли в город. Люди, увидев дивное чудо, испугались и в страхе перед змием хотели бежать, но святой Георгий крикнул: «Не бойтесь, стойте и зрите славу Всевышнего и уверуйте в истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и я убью змия». Царь и весь город закричали: «Веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в единосущную и нераздельную Троицу». Услышав эти слова, святой обнажил меч свой и убил змия и вернул девушку царю…
Георгий Победоносец
Камнерезная мастерская «Святогор»
2014
Автор модели: Иван Голубев
Мастера-камнерезы: Станислав Ширяев, Иван Голубев
Ювелир: Дмитрий Евдокимов
Материалы: пирит, яшма, мрамор, белорусский кремень, агат, халцедон, серый кварцит, шайтанский переливт, дымчатый кварц, металл, окаменелое дерево
Размеры: 70 × 63 × 65,5 см