Пересвет был брянским боярином, прославившимся воинской доблестью и силой. Он принял монашество, а затем схиму в Троицком монастыре преподобного Сергия Радонежского.
Александр Пересвет (? — 1380) — герой Куликовской битвы.
Пересвет был брянским боярином, прославившимся воинской доблестью и силой. Он принял монашество, а затем схиму в Троицком монастыре преподобного Сергия Радонежского. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» (создано в конце XV в.), преподобный Сергий, благословив великого князя Дмитрия Ивановича Московского на битву с татарами, отправил с ним двух схимников — Александра Пересвета и Родиона (Андрея) Ослябю. Монашеские обеты запрещают пролитие крови, поэтому некоторые исследователи сомневались в достоверности сообщения «Сказания» о присутствии учеников Сергия в русском войске. Однако могло быть и так, что эта уникальная ситуация сложилась потому, что Сергий Радонежский и Дмитрий Московский стремились придать походу против Мамая характер священной войны. И тогда возможные грехи учеников преподобный Сергий взял на себя.
«Сказание» сообщает, что перед сражением на Куликовом поле, согласно обычаю, должна была произойти схватка богатырей, предвещающая исход сражения. Из татарских полков выехал огромный Челубей (Темир-мурза). Навстречу ему из русской рати выехал Пересвет, напутствуемый благословением Осляби. Воины схватились в конном бою — и оба погибли. Позднее, в сражении пал и Родион Ослябя.
Воинов-монахов похоронили в Москве, в Симоновом монастыре, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее монастырь был перенесён на другое место, а собор стал приходским храмом. В 1794 г. над могилами Александра Пересвета и Родиона Осляби была возведена каменная гробница. Место захоронения героев сохранилось до наших дней и особо почитается верующими.
Динамичный образ монаха-воина Пересвета, героя Куликовской битвы, отличается лаконичным колоритом. Всадник изображен сидящим на иссиня-чёрном коне, детально вырезанном из долерита. Однородность окраса шкуры подчеркивают хвост и грива из серого халцедона, коричневая корка которого переливается в отдельных прядях. Длинная рубаха воина из охристого кремня с тёмными продольными полосами кремня напоминает о несгибаемой воле героя. Пересвет принял великую схиму — высшую степень отречения от мирского. И в его одеянии на фоне более светлой рубахи из халцедона выделяется аналав из долерита — элемент особенного одеяния, несущий на себе изображение креста. Голову Пересвета покрывает еще один атрибут схимничества — островерхий куколь из непроницаемо-чёрного долерита, длинные полы которого развевает ветер. Поток воздуха раздувает за спиной персонажа большой плащ, вырезанный из яшмы. Переливы кроваво-красных и блестящих стальных полос в камне создают ощущение надвигающейся неминуемой трагедии.
Князь же великий [Дмитрий] сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный [Сергий] велел тем обоим быстро готовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тот час послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники», — и сказал им: «Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами». И осенил Христовым знамением все войско великого князя — мир и благословение.
Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем архангельского чина, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия.
И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.
<...> Повернулся князь великий к своим и сказал: «Видите, братья, зачинателя битвы, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословенный игуменом Сергием, победил великого, сильного, злого татарина, от которого испили бы многие люди смертную чашу».
Пересвет
Камнерезная мастерская «Святогор»
2015
Автор: Григорий Пономарёв
Мастера: Артём Лебедев, Роман Бахтин
Ювелиры: Виктор Соболев, Дмитрий Бабушкин
Материалы: долерит, моховой агат, кремень, яшма, сердолик, халцедон, гематит, газганский мрамор, нефрит, серебро, латунь, золочение>
Размеры: 50 × 33 × 47 см