В XVI в. военными победами прославились братья-бояре Василий и Пётр Семёновичи из княжеского рода Серебряных. Князь Василий Семёнович был воеводой в походах против Казани, во время взятия этого города в 1552 г. он руководил осадными работами и сражался при штурме, а потом остался в захваченном городе наместником. В 1558 г. Серебряный захватил в Ливонии (Прибалтике) город Юрьев, в 1559 г. разбил отряд барона Фелькерзама и взял Мариенбург и еще около десяти лет участвовал в различных западных походах. Его единственный наследник также стал воеводой — и последним из рода Серебряных.
Князь Серебряный — московский воевода XVI в.
В XVI в. военными победами прославились братья-бояре Василий и Пётр Семёновичи из княжеского рода Серебряных. Князь Василий Семёнович был воеводой в походах против Казани, во время взятия этого города в 1552 г. он руководил осадными работами и сражался при штурме, а потом остался в захваченном городе наместником. В 1558 г. Серебряный захватил в Ливонии (Прибалтике) город Юрьев, в 1559 г. разбил отряд барона Фелькерзама и взял Мариенбург и еще около десяти лет участвовал в различных западных походах. Его единственный наследник также стал воеводой — и последним из рода Серебряных.
Князь Пётр Семёнович тоже участвовал в Ливонской войне и Казанском походе 1552 г. Вместе с А.Б. Горбатым-Шуйским он нанес поражение татарскому князю Епанче, который, скрываясь в лесах, нападал на русские войска. Несмотря на многочисленные военные заслуги, в 1570 году Петра Серебряного казнили опричники.
Князья Серебряные, московские бояре и воеводы XVI в., стали прототипами героя романа Алексея Толстого «Князь Серебряный» — храброго воина и благородного витязя.
Фигура московского воеводы — еще одно обращение мастеров-камнерезов к эпохе правления Ивана Грозного. Герой одет в традиционный для русских дворян XVI столетия кафтан, богатую ткань которого (шитый шелк или парчу) передают красочные переливы пестроцветной «ситцевой» яшмы. Золотое шитье на груди и по разрезам подола передано в характерной манере — с помощью резных элементов тигрового глаза. На голове воеводы — шапка из того же материала, что и кафтан: она оторочена драгоценным мехом соболя, блеск которого точно имитирует удачно выбранный кусочек тигрового глаза. Тончайшее исполнительское мастерство проявилось в проработке драгоценного шитья на головном уборе: каждая жемчужинка вырезана отдельно из белоснежного магнезита.
Динамичность образу придают тончайший развевающийся платок в руке, вырезанный из полупрозрачного халцедона, и откинутая порывом ветра пола кафтана, открывающая подол рубахи. Эта деталь костюма создана из сероватой яшмы, оттенок которой точно воспроизводит цвет тонкого льняного полотна. Ее украшает тонированная гравировка, имитирующая вышивку.
Особая точность в подборе материала отличает опоясывающий фигуру кушак: он вырезан из джаспилита таким образом, чтобы природный рисунок, образующий полосы красно-коричневого цвета, создавал эффект тонкой вышивки по краям полотнища и богатой шелковой бахромы на его концах. Спокойное основание фигуры из халцедона уравновешивает ее насыщенный колорит и динамичность, способствуя созданию гармоничного образа.
...Серебряный не был рожден для переговоров. Отвергая тонкости посольской науки, он хотел вести дело начистоту и, к крайней досаде сопровождавших его дьяков, не позволял им никаких изворотов. Королевские советники, уже готовые на уступки, скоро воспользовались простодушием князя, выведали от него наши слабые стороны и увеличили свои требования. Тогда он не вытерпел: среди полного сейма ударил кулаком по столу и разорвал докончальную грамоту, приготовленную к подписанию. «Вы-де и с королем вашим вьюны да оглядчики! Я с вами говорю по совести, а вы все норовите, как бы меня лукавством обойти! Так-де чинить не повадно!» Этот горячий поступок разрушил в один миг успех прежних переговоров, и не миновать бы Серебряному опалы, если бы, к счастью его, не пришло в тот же день от Москвы повеление не заключать мира, а возобновить войну. С радостью выехал Серебряный из Вильно, сменил бархатную одежду на блестящие бахтерцы и давай бить литовцев где только бог посылал. Показал он свою службу в ратном деле лучше, чем в думном, и прошла про него великая хвала от русских и литовских людей.
Наружность князя соответствовала его нраву. Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. Но мягко и определительно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыбка — беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной, пожалуй, почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. Общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются.
Князь Серебряный
Камнерезная мастерская «Святогор»
2014
Автор: Павел Лапыш
Резчик: Артём Ушков
Шлифовщик: Игорь Мантуровский
Ювелиры: Дмитрий Бабушкин, Виктор Соболев
Материалы: яшма, кремень, тигровый глаз, магнезит, халцедоновая щетка, газганский мрамор, кремень, халцедон, серебро, бронза, золочение, палладирование, чернение
Размеры: 38 × 24 × 24 см