DeutschEnglishРусский한국어

Александр Суворов

Камнерезная мастерская «Святогор»
2015

Александр Васильевич Суворов (1739 – 1800) — великий полководец, генералиссимус, граф Рымникский, князь Италийский.

Александр СуворовАлександр СуворовАлександр СуворовАлександр СуворовАлександр СуворовАлександр Суворов

Александр Васильевич Суворов (1739 – 1800) — великий полководец, генералиссимус, граф Рымникский, князь Италийский.

История

Александр Васильевич Суворов происходил из старинного дворянского рода. Его отец, генерал-аншеф Василий Иванович, был крупным государственным деятелем. Своего сына он назван в честь благоверного князя Александра Невского, прославленного победами над шведскими и немецкими рыцарями. В 1742 г. Александр был записан в лейб-гвардии Семёновский полк, а в 1748 г. начал в нем действительную службу.

Суворов участвовал в сражениях Семилетней войны 1756 – 1763 гг., в Русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг. и многих других. Его выдающийся полководческий талант наиболее ярко проявился вовремя Русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг. В 1787 г. он разгромил турецкий десант у Киндурна, в 1789 г. разгромил турок при Фокшанах и Рымнике, в 1790 г. жестоким штурмом взял крепость Измаил, славившуюся как неприступная.

В 1799 г. Суворов был назначен главнокомандующим русскими войсками в войне против Наполеона, в которой союзниками России выступали Австрия и Англия. Он совершил выдающиеся по стратегическому замыслу и героизму Итальянский и Швейцарский походы, преодолев путь сквозь Альпы, считавшийся непроходимым для армии. В Швейцарском походе армия Суворова прошла с боями через перевал Сен-Готард и каменный Чёртов мост и перешла из долины Рейса в Мутенскую долину, где ее окружили превосходящие силы французов. Запертый в каменном мешке, Суворов стал пробиваться из окружения, и в это время арьергард русской армии нанес жестокое поражение армии генерала А. Массены. Массена чуть не попал в плен, а французы рассеялись. После этого армия Суворова перешла через труднодоступный перевал Рингенкопф (Паникс), откуда вышла в город Кур, и в конце 1799 г. двинулась в обратный путь в Россию.

Суворов прославился не только как великий полководец, но и как теоретик военного дела. В трактате «Наука побеждать» и других сочинениях он изложил принципы, благодаря которым всегда добивался успеха: наступательная стратегия и умелое использование маневра, поощрение инициативы офицеров, любовь к солдату и вера в него, патриотизм, служение идеалам чести, забота о низших чинах. Суворову принадлежат выражения, ставшие крылатыми: «Тяжело в учении — легко в бою», «Пуля — дура, штык — молодец» и другие. Его наследие сыграло огромную роль в развитии русской военной мысли.

Камень

Мастера создали цельный художественный образ Суворова, что проявилось в неожиданно монохромном решении скульптуры. Сочетание деталей из разного материала создает возможность игры с фактурами поверхностей и оттенками серого цвета, что больше напоминает драгоценную гравюру, чем многоцветную живопись.

Суворов запечатлен в момент краткого отдыха ранним утром — сидящим на полковом барабане. Острие его обнажённой серебряной шпаги касается земли, как будто с ее помощью только что чертили что-то. Плащ и штаны выполнены из кварцита с различной степенью полировки, что создает впечатление разных сортов сукна. Подчеркивает эту игру фактур шелковый блеск поверхности сорочки из халцедона и богатые переливы плотного атласа на жилете. Узор костюма создан с помощью техники камеи, и этот же прием использован в шляпе, светлый декор которой проработан за счет разной окраски слоев кремня.

Из кремня выполнены лицо, детали костюма и барабан, и выбор этого материала закономерен. Этот камень использовался в оружейном деле с древнейших времен (от наконечников стрел до ружейных замков, остававшихся в обиходе во времена Суворова), а в русской традиции «кремнем» до сих пор называют стойких людей, твердо следующих принятым решениям.

Марсильяк П.Л.А. де Крюзи Суворов. Из записок французского эмигранта Марсильяка

Суворов обладал глубокими сведениями в науках и литературе. Он любил выказать свою начитанность, но только перед теми, коих считал способными оценить его сведения. Он отличался точным знанием всех европейских крепостей, во всей подробности их сооружений, а равно всех позиций и местностей, на которых происходили знаменитые сражения. Он говорил много о себе и о своих военных подвигах. По его словам: «Человек, совершивший великие дела, должен говорить о них часто, чтобы возбуждать честолюбие и соревнование своих слушателей». Обладая военным гением, он судил о действиях с высшей точки зрения. Мне часто доводилось слышать от него следующие суждения: «Получив повеление императора — принять начальство над армией, я спрашиваю у него — какими землями он желает овладеть? Затем, соображаю мой план действий таким образом, чтобы вторгнуться в неприятельскую страну по возможности с различных сторон многими колоннами. При встрече с неприятелем, я его опрокидываю: это дело солдатское; полководец же, составляя план действий, не должен ограничивать его атакою какой-либо позиции. Неприятель, сторожа существенно какой-либо важный пункт, будет обойден с фланга и даже стыла, и, для противодействия вторжению в его страну, должен раздробить свои силы».

Суворов обедал в семь часов утра, и никто из наших гастрономов не похвалил бы его обеда, состоявшего из нескольких незатейливых мясных, либо рыбных блюд; а вместо пирожного, подавали простую кашу (rizala Cosaque) — отвратительное кушанье, которое находили превосходным из уважения к фельдмаршалу, подчивавшему им усердно своих гостей. Таков был парадный стол, после которого почти всегда приходилось снова обедать. Серебреных приборов не было, по крайней мере, в походе. Обед был временем отдыха и приветливых бесед хозяина, говорившего много, но, вслед затем, тотчас уходившего на отдых; постелью ему служила связка соломы, на которую он ложился, завернувшись в свой походный плащ. Соснув часа два, фельдмаршал занимался довольно долго, впять часов снова обедал — но уже один, потом ложился и спал опять два часа, и, наконец, проводил ночь частью в труде, частью на отдыхе.

Александр Суворов

Камнерезная мастерская «Святогор»

2015

Автор: Григорий Пономарёв

Мастер: Григорий Пономарёв

Шлифовщики: Алексей Атемасов, Сергей Цыганков

Ювелир: Дмитрий Бабушкин

Материалы: халцедон, белорусский кремень, нефрит, кварцит, долерит, серебро, окаменелое дерево

Размеры: 53 × 37 × 34 см