Фигуры, изображённые на письменном приборе, участвовали в народном сопротивлении армии Наполеона в 1812 году. Генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839), отчаянный кавалерист, прославленный храбрец и поэт, в 1812 г. одним из первых возглавил партизанских отряд гусар и казаков. Отряд Давыдова нападал на отдельные части французской армии, истреблял неприятеля, отбирал провиант и припасы. Одним из выдающихся подвигов Давыдова стало пленение двухтысячного отряда генерала Ж.-П. Ожеро.
Фигуры, изображённые на письменном приборе, участвовали в народном сопротивлении армии Наполеона в 1812 году. Генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839), отчаянный кавалерист, прославленный храбрец и поэт, в 1812 г. одним из первых возглавил партизанских отряд гусар и казаков. Отряд Давыдова нападал на отдельные части французской армии, истреблял неприятеля, отбирал провиант и припасы. Одним из выдающихся подвигов Давыдова стало пленение двухтысячного отряда генерала Ж.-П. Ожеро.
Давыдов изображен в форме гусарского офицера — в этом звании он вступил в командование партизанским отрядом. Однако вскоре он стал носить кафтан и отрастил бороду: дело в том, что крестьяне поначалу не признавали отряд Давыдова, путая их форму с французской.
Крестьянское сопротивление французам началось сразу после вступления армии Наполеона в русские губернии. Люди уходили в леса, забирая с собой скот и припасы, нападали на французских фуражиров. Постепенно крестьяне сами создали отряды, сражавшиеся с захватчиками. Партизанское движение, в котором участвовали как офицеры и солдаты регулярной армии, так и крестьяне-ополченцы, стало мощной силой, способствовавшей победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.
Посвященный войне 1812 года письменный прибор — пример современного решения таких настольных предметов: боковые части подставки прячут два ящичка для канцелярских мелочей, центральная часть, украшенная изображением императорской мантии (халцедон, черный кремень) и государственным гербом России (серебрение, латунь, чернение), — подставка для бумаг. Сочетание зелёной яшмы, из которой выполнено основание прибора, и похожего на снег халцедона в основании фигур напоминает о том, что суровая русская зима и густые леса способствовали победам партизан, изображённых в скульптурах.
Стоит обратить особое внимание на форму Дениса Давыдова: золотое шитье передано мозаичными деталями из тигрового глаза на ярко-красных яшмовых ментике и мундире, а для шейного платка избран фрагмент лабрадорита с ярко-голубой иризацией.
Вторая скульптура знакомит зрителя с собирательным образом «мужика» — крестьянина, одетого в овчинный тулуп из яшмы с меховой оторочкой.
Напоминанием о главном противнике русского народа в этой войне служит небольшой натюрморт, скрытый за подставкой для бумаг: белые перчатки из кохалонга, подзорная труба (латунь, золочение, патинирование, горный хрусталь) из наменитая двууголка НаполеонаI, воссозданная в чёрном нефрите. Лежащие в тени пластины с российским гербом, они напоминают об итогах самой неудачной военной кампании французского императора.
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следóм
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель — земля, а лес дремучий — дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!
Я заметил, что некоторые партизаны, командуя отдельною частию войск, думают командовать не партиею, а армиею, и считают себя не партизанами, а полководцами. Оттого-то господствующая их мысль состоит в том только, чтобы отрезать противную партию от армии, к коей принадлежит она, и занимать позиции подобно австрийским методикам. Надобно один раз навсегда знать, что лучшая позиция для партии есть непрестанное движение оной, причиняющее неизвестность о месте, где она находится, и неусыпная осторожность часовых и разъездных, ее охраняющих; что партию отрезать нет возможности, — и держаться русской пословицы: убить да уйти — вот сущность тактической обязанности партизана. Мой противник этого не ведал, и потому мне легко было с ним управиться. Отправя добычу в город прежде мной употребляемым способом, мы продолжали путь к столбовой дороге, около которой проходили до 29-го числа с малою пользою.
Письменный прибор. Денис Давыдов и крестьянин-партизан
Камнерезная мастерская «Святогор»
2012
Автор: Григорий Пономарёв
Мастера: Станислав Ширяев, Кирилл Масягин, Виктор Коробейников, Роман Бахтин
Шлифовщики: Сергей Цыганков, Алексей Атемасов, Роман Бахтин
Ювелиры: Дмитрий Евдокимов, Александр Шакиров, Роман Рогозин
Материалы: яшма, халцедон, нефрит, хризопраз, кремень, игровый глаз, агат, лабрадор, магнезит, золото, серебро
Размеры: 41 × 63 × 35 см