В фигуре киевского князя Святослава, которого Н.М. Карамзин назвал «Александром Македонским нашей древней истории», нашли отражение как собственные воззрения художников-камнерезов, так и предпочтения ценителей их творчества — заказчиков и коллекционеров, глубоко интересующихся национальным прошлым.
Тяготение мастеров «Святогора» к фольклорной и исторической тематике вылилось в создание целой галереи образов, связанных с событиями и преданьями «старины глубокой». В фигуре киевского князя Святослава, которого Н.М. Карамзин назвал «Александром Македонским нашей древней истории», нашли отражение как собственные воззрения художников-камнерезов, так и предпочтения ценителей их творчества — заказчиков и коллекционеров, глубоко интересующихся национальным прошлым. Мастера сумели воплотить в небольшой, но при этом репрезентативной фигуре князя и «былины старого времени», и поэтические строки поэтов-символистов рубежа позапрошлого и прошлого веков: князь прочно стоит на земле, как будто покрытой серым степным ковылем из переливчатого нефрита, «в рубахе холщовой, опоясанный мечом», говоря словами поэта Велимира Хлебникова. Автор модели демонстрирует основательное знание иконографии героя, о котором древние авторы писали, что он был «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой». Согласно византийскому писателю Льву Диакону, голова у Святослава «была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только заметной чистотой». Это описание соотносится с живописным образом Святослава, созданным вначале прошлого века знаменитым русским художником Клавдием Лебедевым, а также конной бронзовой скульптурой Святослава Игоревича, отлитой фабрикой А. Морана по модели Е. Лансере. Следуя за документальными, живописными и скульптурными источниками, мастера-камнерезы создали узнаваемый, но при этом — собственный, авторский образ Святослава в самоцветных камнях. Они исполнили холщовую белую рубаху из халцедона, а кольчужный доспех — из пирита с каменными и металлическими деталями. В ухо вставлена драгоценная серьга, а две золоченые запоны держат шкуру-накидку из мохового агата. Столь же тщательно изображены и детали вооружения. При этом фигура отличается не только верностью мельчайших подробностей облачения князя, но и правдой его образа. Лицо, вырезанное из газганского мрамора, чрезвычайно выразительно: оно «хмурое и суровое» — именно такое, как описывали его современники. Князь-полководец в исполнении мастеров «Святогора» отличается величием и спокойной уверенностью в своих силах. Рука лежит на рукояти длинного меча, который он готов вынуть из ножен и сказать: «Иду на вы».
Несомненно, что современным уральским художникам и мастерам-камнерезам удалось оживить мир языческой древней стихии, которая слышна в стихах знаменитого поэта Валерия Брюсова.
По знакомой дороге назад
Возвращались полки Святослава.
Потрясен был надменный Царьград,
Над героями реяла слава,
Близки были родимой земли
И равнины, и мощные реки...
Но в горах на пути залегли,
Поджидая, коварные греки.
И, шеломы врагов опознав
По холмам и утесам соседним,
Так дружине сказал Святослав:
«Видно, день — биться боем последним!
Пусть враги нас порубят, побьют,
Пусть обратно добычу отымут, —
Но певцы про нас славу споют,
Ибо мертвые сраму не имут!»
И рубились они до конца,
Полегли до последнего в поле;
Не осталось в живых и певца,
Чтобы спеть о губительной доле.
Сгиб в траве Святослава скелет,
Вихрем выветрен, ливнями вымыт, —
Но поет ему славу поэт,
Ибо мертвые сраму не имут.
В наши грозные, тяжкие дни
Вспомним снова завет Святослава!
Как во тьме путевые огни,
Веку новому — прошлого слава!
Уступает народу народ
Города, и равнины, и реки, —
Только доблесть бессмертно живет,
Ибо храбрые славны вовеки!
Святослав
Камнерезная мастерская «Святогор»
2015
Автор: Григорий Пономарёв
Мастера-камнерезы: Константин Антипин, Андрей Павлов
Шлифовщик: Сергей Цыганков
Ювелир: Александр Шакиров
Материалы: кремень, окаменелое дерево, пирит, халцедон, яшма, нефрит, кремень, моховой агат, мрамор, серебро, бронза, золочение, чернение
Размеры: 36 × 26 × 32 см