В 1565 г. царь Иван IV Грозный ввел опричнину — особую территорию под прямым контролем государя. Историки сходятся в том, что тем самым царь стремился утвердить свою неограниченную власть. В опричнину вошли самые развитые в экономическом отношении земли. Там были созданы своя Боярская дума, двор и аппарат управления. Особое внимание царь уделил опричной армии, в которую принимали дворян без родственных связей с земскими — потенциальными изменниками, достойными казни.
Служилый дворянин, воин опричного войска Ивана IV Грозного (1565 – 1572 гг.)
В 1565 г. царь Иван IV Грозный ввел опричнину — особую территорию под прямым контролем государя. Историки сходятся в том, что тем самым царь стремился утвердить свою неограниченную власть. В опричнину вошли самые развитые в экономическом отношении земли. Там были созданы своя Боярская дума, двор и аппарат управления. Особое внимание царь уделил опричной армии, в которую принимали дворян без родственных связей с земскими — потенциальными изменниками, достойными казни.
Остальные территории, земщина, перешли под управление Боярской думы. Эта земля воспринималась как объект грабежа, которым, в том числе, занималась опричная армия. Даже облик опричников внушал страх: они носили чёрные одежды, а к седлу привязывали собачью голову и метлу. Это означало, что они выгрызают измену и выметают ее из государства.
В 1569 – 1570 гг. Иван Грозный совершил карательный поход на Новгород. Заодно, по дороге, подверглись разорению Клин, Тверь и Торжок. Опричники убивали и мучили новгородцев, уничтожали товары, которые не могли забрать, крушили дома. Привыкшие терроризировать беззащитных людей, опричники утратили боевые навыки и в 1571 г. не смогли остановить армию крымского хана Девлет-Гирея. После этого Иван Грозный разочаровался в опричном войске и отменил опричнину в 1572 г.
Создавая собирательный образ опричника, мастера соединили в нем исторически достоверные детали с эмоциональным восприятием деятельности этой армии.
К элементам исторической реконструкции можно отнести чёрный кафтан, вырезанный из очень тёмной яшмы, тонкие прожилки которой подчеркивают динамичность образа. Лежащая у ног опричника голова собаки из кремня с обрывками верёвки (серебро) также отсылает нас к атрибутам опричнины.
Зимний поход на Новгород, приведший к разорению ряда городов, нашел свое отражение в куске белого хризопраза с бледно-зелёными пятнами и фрагментами естественной корки. Имитируя снег, он служит опорой для всей композиции. Сломанная дверь, вырезанная из окаменелого дерева, лежит под ногами персонажа и заставляет вспомнить разбойные методы опричников. На это же указывают нагайка из серебра, выбранная в качестве оружия, и факел (окаменелое дерево, сердолик) над головой.
Особенно выразительной деталью стала одинокая седая прядь в густых волосах опричника (халцедоновая корка), которая обрамляет лицо, перекошенное яростью. Тонко подмеченная особенность камня превратилась в характерный штрих, помогающий раскрыть образ опричника.
Генрих Штаден, родом из Вестфалии, долго скитался по Восточной Европе, пока не перебрался в Московию, где поступил переводчиком в посольский приказ. В своей автобиографии он указывает, что был принят в число опричников Иваном Грозным, однако исследователи ставят это утверждение под сомнение. Тем не менее, Штаден был свидетелем опричнины вовремя службы.
«Опричные» — это были люди великого князя, земские же — весь остальной народ. Вот что делал великий князь. Он перебирал один за другим города и уезды и отписывал имения утех, кто посмотренным спискам не служил со своих вотчин его предкам на войне; эти имения раздавались опричным.
Князья и бояре, взятые в опричнину, распределялись по степеням не по богатству, а по породе. Они целовали крест, что не будут заодно с земскими и дружбы водить с ними не будут. Кроме того, опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. Поэтому узнавали опричников.
<...>
Опричники обшарили всю страну, все города и деревни в земщине, на что великий князь не давал им своего согласия. Они сами составляли себе наказы; будто бы великий князь указал убить того или другого из знати или купца, если только они думали, что у него есть деньги, — убить вместе с женой и детьми, а деньги и добро забрать в казну великого князя.
Тут начались многочисленные душегубства и убийства в земщине. И описать того невозможно! По своей прихоти и воле опричники так истязали всю русскую земщину, что сам великий князь объявил: «Довольно!» Это решение пришлось не по вкусу опричникам. Тогда великий князь принялся расправляться с начальными людьми из опричнины.