В правление Святослава Киевская держава выходит на международную арену. Князь осуществлял активную внешнюю политику, от одних завоеваний стремился к другим. Поэтому в эту эпоху произошло становление славных боевых традиций Руси.
Святослав Игоревич, 942 – 972 гг. — великий князь киевский с 945 г.
В правление Святослава Киевская держава выходит на международную арену. Князь осуществлял активную внешнюю политику, от одних завоеваний стремился к другим. Поэтому в эту эпоху произошло становление славных боевых традиций Руси.
Святославу было всего три года, когда древляне убили его отца — Игоря Рюриковича, и фактическая власть в Киевской державе перешла к матери, княгине Ольге. Святослав рос неутомимым воином, и возмужав, он сделал своей целью походы, захват новых земель и военную добычу.
Летописец дает красочную характеристику Святослава: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: “Иду на вы!”». Эти слова Святослава посей день символизируют рыцарское мужество и отвагу, свойственное русским воинам.
Мастера придали образу Святослава динамику, за которой угадывается разгар битвы: откинувшись в седле, всадник замахивается копьем, одновременно готовясь поднять щит для отражения встречного удара. Разгорячённый угольно-чёрный конь, фигура которого вырезана из долерита, только что приземлился после большого прыжка. Его глаза переливаются недобрым блеском — эффект, которого удалось достичь с помощью кусочков тигрового глаза с вертикально ориентированной слоистостью.
Особую живописность образу героя сообщает разнообразие фактур и оттенков в сочетании полированной красноватой яшмы (штаны) и агата с красной полосой (рубаха), с мелкой регулярной резьбой кольчуги из белорусского кремня и хаотичными прядями наброшенного на плечи плаща из волчьей шкуры (моховой агат). Стоит обратить внимание на то, как естественный дефект камня — остаток микрожеоды — мастера превращают в характеристику: видно, что плащ сопровождал своего обладателя в битвах, след которых остался на шкуре.
В левой руке Святослава — характерный для времени его правления круглый щит. Богатый декор, в котором угадывается голова божества, передан тончайшей камеей, при создании которой использована контрастная слоистость агата.
В основании скульптуры — большой блок пегматита с крупными кристаллами дымчатого кварца, на высоком срезе которого сформированы брызги, как бы вызванные ударом копыт коня, стремительно врывающегося в битву отважного воина.
По знакомой дороге назад
Возвращались полки Святослава.
Потрясен был надменный Царьград,
Над героями реяла слава,
Близки были родимой земли
И равнины, и мощные реки...
Но в горах на пути залегли,
Поджидая, коварные греки.
И, шеломы врагов опознав
По холмам и утесам соседним,
Так дружине сказал Святослав:
«Видно, день — биться боем последним!
Пусть враги нас порубят, побьют,
Пусть обратно добычу отымут, —
Но певцы про нас славу споют,
Ибо мертвые сраму не имут!»
И рубились они до конца,
Полегли до последнего в поле;
Не осталось в живых и певца,
Чтобы спеть о губительной доле.
Сгиб в траве Святослава скелет,
Вихрем выветрен, ливнями вымыт, —
Но поет ему славу поэт,
Ибо мертвые сраму не имут.
В наши грозные, тяжкие дни
Вспомним снова завет Святослава!
Как во тьме путевые огни,
Веку новому — прошлого слава!
Уступает народу народ
Города, и равнины, и реки, —
Только доблесть бессмертно живет,
Ибо храбрые славны вовеки!