Иван Грозный — одна из самых ярких и противоречивых фигур отечественной истории. Страшный тиран и в то же время человек, одарённый выдающимся литературным талантом, автор многочисленных публицистических сочинений. Реформатор и триумфатор в первую половину своего царствования, он стал деспотом и неудачником к концу правления. Царствование Ивана Грозного закончилось провалом многих внутри - и внешнеполитических начинаний и глубоким экономическим и социальным кризисом.
Иван IV Грозный (1530 – 1584) — великий князь московский с 1533 г., царь российский с 1547 г.
Иван Грозный — одна из самых ярких и противоречивых фигур отечественной истории. Страшный тиран и в то же время человек, одарённый выдающимся литературным талантом, автор многочисленных публицистических сочинений. Реформатор и триумфатор в первую половину своего царствования, он стал деспотом и неудачником к концу правления. Царствование Ивана Грозного закончилось провалом многих внутри - и внешнеполитических начинаний и глубоким экономическим и социальным кризисом.
Иван был долгожданным сыном великого князя Василия III Ивановича и княжны Елены Васильевны Глинской. Обрадованный отец в честь рождения Ивана выстроил в подмосковном селе Коломенском великолепную церковь Вознесения Господня. Однако семейная идиллия длилась недолго: в 1533 г. умер Василий III, а в 1538 г. — Елена Глинская. Иван Васильевич остался круглым сиротой, а власть в стране перешла к боярами, которые боролись между собой и запустили государственные дела. Воспитанием государя-ребенка никто всерьез не занимался. Бояре внушали ему дурные наклонности, а сцены жестокой борьбы и унижения одних аристократов другими с детства посеяли семена зла в душе Ивана.
В 1543 г., решив править самостоятельно, Иван вмешался в борьбу боярских партий и отдал приказ казнить знатнейшего князя А.М. Шуйского. Это заставило бояр опасаться гнева царственного отрока. В 1547 г. Иван Васильевич принял титул царя, который еще больше возвышал его над всеми подданными, и женился на боярышне Анастасии Романовне Юрьевой. Вскоре в Москве произошли страшный пожар и народное восстание. Эти события убедили царя, что необходимо всерьез приниматься задела управления. В 1549 – 1560 гг. совместно с кружком советников (он известен как Избранная рада) Иван IV провел важные реформы, направленные на централизацию страны. В те же годы государь возглавил походы на Казанское ханство, закончившиеся взятием Казани, ликвидацией ханства и завоеванием Среднего Поволжья. В 1554 г. было присоединено Астраханское ханство.
В 1558 г. Иван IV начал Ливонскую войну за Прибалтику. Первоначально русские войска одерживали победы, но затем наступление остановилось, начались поражения. Эти неудачи стали одной из причин разрыва Ивана Грозного с Избранной радой и конфликта с верхушкой служилого сословия — боярами и «двором». В декабре 1564 г. царь ввел опричнину, направленную на укрепление его деспотической власти. По стране прокатилась волна террора. В 1569 – 1570 гг. царь обвинил все население Новгорода в измене и разгромил город: жертвами опричников стали тысячи русских людей.
В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей подступил к Москве и сжег город. Опричное войско не смогло остановить татар, и царь разочаровался в прежних любимцах. Опричнина была отменена, а бывшие приближенные царя казнены. Однако это не спасло тяжелое положение на фронте Ливонской войны. Истощённая террором, долгой войной и эпидемиями, Россия уже не могла противостоять шведами и полякам, которые сначала отобрали все завоевания Ивана Грозного в Прибалтике, а затем стали захватывать и русские земли. Иван Грозный был вынужден уступить врагам часть занятых ими территорий.
В 1581 г. Иван Грозный в припадке гнева нанес смертельную рану своему сыну-наследнику Ивану Ивановичу. Это нечаянное убийство потрясло тирана. Он одряхлел, проникся ужасом перед посмертным воздаянием и повелел молиться в церквях за всех казнённых.
Противоречивость трактовок личности и деятельности Ивана IV Грозного не могла не отразиться в созданном мастерами образе. С одной стороны — статичное олицетворение незыблемой власти, выраженное в пирамидальном мраморном постаменте со ступенями. Эту пирамиду венчает массивное резное кресло из белоснежного магнезита, воспроизводящее формы и декор подлинного трона Ивана Грозного. Ей противостоит динамичная фигура царя, делающего шаг вниз по ступеням. Образ наполненного страстями и сомнениями правителя вдохновлен классическими произведениями русского искусства: картинами В.М. Васнецова и И.Е. Репина, скульптурным портретом работы М.М. Антокольского.
Внутренний конфликт выражен еще более отчетливо в цветовом решении композиции. Атрибуты власти, возвышение и трон на нем выполнены в светлых, почти белоснежных красках. Одежды царя насыщены яркими оттенками красного. Ферязь (длинное одеяние с сужающимися рукавами) проработана из джаспилита так, что посередине застежку обрамляет нарядная полоса красного и ярко-охристого цветов. Такие же полосы на рукавах создают эффект ткани с богатым рисунком. Накинутый поверх ферязи охабень (длинный кафтан со свободно висящими вдоль тела рукавами с разрезами) из пестрой «ситцевой» яшмы ярких красных тонов способствует созданию гармоничного, но напряжённого колорита композиции. Подчеркивает динамику небрежно сброшенная на трон шуба из кремня, тёмная масса которой приглушает звонкий белый цвет кресла, усиливая драматичный эффект.
Что касается яств, подаваемых великому князю, то они подавались без всякого порядка, но сервировка была очень богата: все подавалось на золоте не только ему самому, но и всем нам, и блюда были массивные, кубки также были золотые и очень массивные. Число обедавших в этот день было около 200, и всем подавали на золотой посуде. Прислуживавшие дворяне были все в золотых платьях и служили царю в шапках на голове. Прежде чем были поданы яства, великий князь послал каждому большой ломоть хлеба, причем разносивший называл каждого, кому посылалось, громко по имени и говорил: «Иван Васильевич царь Русский и великий князь Московский жалует тебя хлебом». При этом все должны были вставать и стоять, пока произносились эти слова. После всех он дал хлеб маршалу; тот ест его перед его великокняжеской милостию, кланяется и уходит. Тогда вносят царское угощение из лебедей, нарезанных кусками; каждый лебедь — на отдельном блюде. Великий князь рассылает их также, как хлеб, и подающий говорит те же слова, как и раньше.
<...>
Этот князь — повелитель и царь над многими странами, и его могущество изумительно велико. Он в состоянии выставить в поле 200 или 300 тысяч человек, и если он идет сам походом, то оставляет на всех границах своего государства немалое число воинов.
<...>
Я видал шатры королевского величества Англии и французского короля, которые великолепны, но все же не так, как шатер московского великого князя. А когда русских посылают в далекие чужеземные страны или иностранцы приезжают к ним, то они выказывают большую пышность. В других случаях сам великий князь одевается очень посредственно, а когда он не разъезжает с одного места на другое, он одевается немного лучше обыкновенного.
Иван IV Грозный
Камнерезная мастерская «Святогор»
2012
Автор: Григорий Пономарёв
Мастера: Артемий Лебедев, Константин Антипин
Шлифовщики: Алексей Атемасов, Сергей Цыганков
Ювелиры: Виктор Соболев, Рашид Фатыков
Материалы: яшма, магнезит, тигровый глаз, кремень, джаспилит, агат, мрамор, золото, серебро
Размеры: 41 × 30 × 32 см