Резьба по камню — удивительное искусство: с одной стороны, камнерез выступает художником — творцом, придающим жизнь и новую форму чему-то изначально твердому и бесформенному. С другой — самая важная задача мастера — раскрыть и продемонстрировать уже созданное природой: красоту, структуру, особенность и характер минералов. И каждое произведение камнерезного искусства — балансирование на этой грани, между ролью творца и проводника.
Работа над скульптурой начинается с оформления замысла. Автор прорисовывает эскиз на бумаге, продумывает детали композиции, прорабатывает образ. Это время творческого поиска художника: каким будет его персонаж? О чем расскажет ситуация? Именно на этом этапе проводятся и культурологические изыскания: чтобы наиболее полно воплотить характер и ситуацию, необходимо детально изучить сказку, миф или предание, стоящие за ними верования и чаяния людей. Внимание к деталям начинается уже здесь: персонажей предстоит окружить соответствующими им атрибутами, наделить правдоподобными эмоциями и чувствами. Эта работа не терпит суеты и фальши: сказочные персонажи знакомы всем с детства и настолько узнаваемы, что любая неточность будет очевидна зрителю.
Рисованный эскиз получает первое воплощение в мягком материале — чаще всего, пластилине: этот этап необходим, чтобы увидеть фигурку в объеме и откорректировать замысел, учитывая естественную анатомию и другие нюансы. После этого прототип готов к отливке из пластикрита — инновационного полимерного материала, заменившего гипс. В каком-то смысле этот макет можно рассматривать как самостоятельное произведение: всегда любопытно сравнить, как изменилось каменное воплощение по сравнению с полимерной скульптурой. И порой отличия, обусловленные различием материалов, разительны.
Следующий шаг — подбор материалов для будущей скульптуры. В большинстве мастерских есть своя пополняемая коллекция камней, учитывающая творческую манеру, потребности и предпочтения мастеров. Цвет, фактура, прочность, пластические свойства — все это имеет значение при поиске минералов для различных элементов фигурки. Отделка может быть выполнена из драгоценных или полудрагоценных камней, а также из металлов. И хотя замысел отчасти преобразится в процессе исполнения, тем не менее важно заранее продумать сочленение и уместность соседства тех или иных материалов.
Первичную форму каменным заготовкам придают с помощью крупной пилы. На этом этапе важно прочувствовать структуру каждой породы, сделать первичный набросок в натуральном виде. И только потом начинается детальная проработка на мелких пилах в соответствии с моделью. Основной инструмент здесь — алмазные отрезные диски. К станку тонкой струйкой подается вода: это помогает видеть результат каждого движения в чистом виде. Обработка камня происходит мелкими неглубокими движениями: так мастер может оперативно реагировать на малейшие нюансы в структуре породы. В то же время процесс требует глубокого погружения и сосредоточенности, поскольку невозможно отвлечься даже на мгновение — камень этого не терпит.
По итогам этого этапа камнерез задает все необходимые детали — одежду с ее мельчайшими складками, черты лица, мускулатуру. Словом, каждый элемент уже максимально приближен к модели. И наступает самый кропотливый этап, требующий внимательности и терпеливости. С помощью бормашины мастера прорабатывают каждую деталь до окончательного варианта. Этот специализированный инструмент оснащают алмазными бурами разного калибра — от сверла до иглы, чтобы не оставить без внимания ни одного, даже самого мелкого и трудоемкого элемента. Мастер держит перед глазами макет из пластикрита и, постоянно сверяясь с ним, соотносит каменную фигурку или элемент с замыслом. С этой точки зрения интересно рассматривать мелкие морщины на лицах, складочки на одежде, волосы людей или шерсть животных: чтобы рисунок или текстура получились правдоподобными, мастера неделями оттачивают каждый штрих и движение.
Предпоследний этап отвечает за общую эффектность скульптуры. Шлифовальная паста и станок помогают мастерам довести каждую деталь буквально до зеркального блеска. Это выявляет истинный цвет и рисунок камня, а также придает элементам блеск. Вплоть до того, что может показаться, будто камень слегка влажный. На самом деле это иллюзия и результат блестящей полировки, которая заставляет лучи света играть в ансамбле с замыслом мастера.
Финальным шагом становится сборка объемной мозаики из обработанных элементов. Незаметные швы, прочная склейка и нанизывание на штифты — у этого процесса также масса собственных секретов, от которых в немалой степени зависит общий результат всего длительного, сложного процесса.
На каждом этапе возможны отступления от оригинального макета. В первую очередь это обусловлено спецификой материала: камень может подсказывать, направлять или, напротив, сопротивляться. Поэтому опытный камнерез допускает саму возможность вариаций, что открывает ему поле для спонтанного творчества и импровизации с камнем.
Над одной скульптурой, как правило, работает сразу группа мастеров, и весь процесс занимает у них до десяти месяцев, особенно если произведение многофигурное и состоит из большого количества сложных элементов. Кроме того, зачастую это монотонная работа, связанная с многодневной проработкой одной детали. Поэтому весь многоэтапный процесс требует предельно внимательной организации творческого труда.
Свою эффективность доказал формат мастерских. Творческое объединение выигрышно по сравнению с мастерами-одиночками. Благодаря ремесленной специализации мастеров, коллектив способен создавать более масштабные и крупные скульптуры, постоянно совершенствуя свои навыки. Кроме того, мастерская может выполнить такой заказ в более сжатые сроки, а значит — поддерживать целый портфель заказов. Да и творческие будни мастеров становятся разнообразнее. Достаточно представить себе, что такое проработка шерсти волка в камне миллиметр за миллиметром — и становится понятно, для чего необходима периодическая смена деятельности в камнерезном деле. Уральские камнерезы, объединившись в мастерские, сумели выйти на весьма высокий уровень эстетического и технического развития.
Экспозиция представлена в Национальном музее Лихтенштейна
Премию «Лучшая книга Лихтенштейна 2015» получила книга «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов»
Интернет-видеоканал Roomple побывал в мастерской «Святогор» и снял фильм о том, как мастера-камнерезы создают произведения из камня.
6 июля 2015 — 8 июля в Национальном музее Лихтенштейна в Вадуце состоится торжественная церемония открытия выставки «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов»
Крупнейший мировой портал, посвященный наследию Фаберже, проанонсировал выход книги «Герои. История в шедеврах уральских камнерезов».
23 марта в Национальном музее Лихтенштейна откроется выставка камнерезного искусства, посвященная истории
9 июля 2015 — Познакомиться с экспозицией можно в Национальном музее Лихтенштейна до 18 октября 2015 года.
Выставка «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов» в Национальном музее Лихтенштейна продлена до 25 октября 2015 года по многочисленным просьбам посетителей.
Корни уральского камнерезного дела уходят в эпоху реформ Петра I. История этого художественного промысла на протяжении трехсот лет его существования оказалась тесно переплетена с западноевропейскими традициями обработки цветного камня.
Книга подготовлена специально к выставке, которая открылась 23 марта в Национальном музее Лихтенштейна: все каменные скульптуры, представленные в экспозиции, читатель найдет и в каталоге.
26 августа 2015 — В разделе «Выставка» представлены все произведения камнерезного искусства, образующие экспозицию «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов».
Праттельн (BL) – Впервые в Швейцарии будут выставлены творения великих мастеров Урала, выполненные из камня. Галерея Hermann Alexander Beyeler (Херманн Александер Байелер) в Праттельн (BL) представит выставку "Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов" в период с 3 декабря 2015 г. по 1 апреля 2016г.
6 июля 2015 — Приобрести издание на четырех языках можно будет в Национальном музее Лихтенштейна в Вадуце